Неравномерное импортозамещение? В каких отраслях отечественные производители успешнее всего заменяют иностранную продукцию

Неравномерное импортозамещение? В каких отраслях отечественные производители успешнее всего заменяют иностранную продукцию Фото © «Гражданские силы.ру»

31 августа 2023 17:46:00

1107

В России отмечен взрывной интерес к собственным брендам российских торговых сетей

Об этом журналистам заявил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. По его словам, практически на четверть выросло число россиян, которые стали приобретать продукцию, выпускаемую под брендами торговых сетей. Эксперт добавил, что чаще всего это максимально ориентированные на потребителя продукты и товары широкого пользования, отвечающие всем требованиям и не уступающие по качеству аналогичным. Кроме этого, такая продукция значительно заместила некоторые импортные продукты и товары. Что касается импортозамещения в целом, то, как отметил Караваев, в российских торговых сетях наибольший процент импортозамещения пришёлся на хлеб и хлебобулочные изделия, молочную продукцию и безалкогольные напитки. Импортозамещение безболезненно для торговых сетей прошло в части реализации мяса, овощей и фруктов, а также зелени.

Однако далеко не во всех отраслях импортозамещение идёт столь же успешно, как и в традиционно сильной российской пищевой промышленности. Осознавая серьёзность ситуации, законодатели даже задумались о нормативном квотировании отечественной продукции в крупных торговых сетях, чтобы стимулировать спрос на товары собственного производства. В Госдуме с весны предварительно обсуждается проект так называемого «закона о российской полке». Предполагается, что если такая норма будет принята, в сетевых магазинах определённая фиксированная доля торговых площадей должна будет предоставляться под продукцию отечественных производителей, т.е. товаров, произведённых на территории РФ, российской компанией, не находящейся под иностранным контролем, и под торговой маркой, принадлежащей российскому владельцу. Однако эксперты пока с осторожностью относятся к перспективам такого административного регулирования и предлагают альтернативные пути решения проблемы.

Как напоминает на примере косметики и средств гигиены аналитик Дарья Гринчак, снижение конкуренции всегда ведёт к росту цены, а зачастую и к падению качества. В парфюмерно-косметической отрасли негативная ценовая динамика очень заметна. За прошлый год товаров в денежном выражении было приобретено больше, а в количественном измерении – меньше, так как цены существенно выросли. При этом Гринчак отмечает, что россияне не очень охотно переходят на новые, малознакомые отечественные бренды, нередко предпочитая окольными путями искать официально ушедшие из России, но привычные и хорошо себя зарекомендовавшие товары западного производства. Член Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова поясняет, что некоторые выходящие на рынок компании пытаются воспользоваться ситуацией и продать не очень качественный товар, что встречает соответствующую реакцию потребителей. Специалисты предлагают государству снижать бюрократическую нагрузку на бизнес, чтобы дать ему возможность полноценно занять освободившиеся ниши внутреннего рынка. А крупным ретейлерам рекомендуют озаботиться созданием собственных торговых марок, как это уже происходит в продовольственной сфере, ведь в случае, если такими брендами будет наработана хорошая репутация, спрос на них будет весьма значительным. Пока же импортозамещение косметики и парфюмерии можно назвать лишь частичным, так как на смену европейским маркам приходят далеко не только отечественные, но и бренды из «дружественных», в основном азиатских стран.

А в премиум-сегменте импортозамещение косметики де-факто так и не началось, поскольку спрос на дорогие товары ограничен, и инвестировать в их разработку и вывод на рынок мало кто рискнёт. К слову, с аналогичными проблемами сталкиваются и другие виды люксовой продукции. В частности, в прошлом году спрос на автомобили премиум-класса упал практически до нуля, а их ввоз в Россию оказался ограничен не только из-за позиции западных компаний, но и в связи с санкционными мерами, под которые попали товары для богатых. В России есть лишь один производитель люксовых авто – Aurus. Машины под этой маркой поступили в свободную продажу в 2021 году, но позднее выяснилось, что отечественные они лишь отчасти. В контексте недавнего требования президента Владимира Путина ко всем чиновникам пересесть на отечественные автомобили и учитывая, что далеко не все госслужащие удовлетворятся «Ладами» и «Москвичами», проблему, очевидно, придётся как-то решать, но насколько быстро отечественная промышленность сможет наладить серийный выпуск аналогов западной электроники, пока неясно.

Как напомнил обозреватель «Коммерсанта» Дмитрий Гронский, в импортозамещении нуждаются и российские автомобили из бюджетных сегментов, однако пока процесс стопорится, особенно когда дело касается высокотехнологичных компонентов, таких как автоматические коробки передач или двигатели высокого экокласса. Зато российские производители начали сами делать сравнительно простые комплектующие для поставок китайским автозаводам, такие как пол для салона. Правда, с этого этапа российский автопром начинал своё восстановление лет 20 назад, и теперь, судя по всему, придётся проходить весь путь заново. Даже те модели, которые уже стояли на конвейере, после ухода западных производителей комплектующих пришлось упрощать и выпускать с более примитивным техническим оснащением.

Автоэксперт Сергей Бургазлиев предположил, что, несмотря на озвучивание грандиозных планов, заниматься разработкой собственной платформы для новых моделей авто в России вряд ли кто-то будет. Для этого нужны инвестиции в размере как минимум 1,5-2 млрд долларов и гарантированный высокий спрос в дальнейшем. Внутренний российский рынок не настолько объёмен, а конкуренция со стороны китайских марок очень велика. По словам специалиста, даже с полноценной локализацией китайских автомобилей могут возникнуть сложности. Теоретически у российских производителей есть возможности наладить выпуск двигателей, коробок передач и других узлов, но, чтобы эти затраты окупились, нужно будет реализовывать от 70 до 120 тысяч экземпляров каждой модели ежегодно. В противном случае цена таких локализованных автомобилей будет неконкурентоспособной в сравнении с аналогами из Поднебесной. Впрочем, наладить выпуск менее сложных комплектующих в России могут, и это уже происходит, но ждать полностью самостоятельных новинок от отечественного автопрома в ближайшее время вряд ли стоит.

К слову, на момент введения антироссийских санкций автопром являлся одной из наиболее зависимых от импорта отраслей, но далеко не единственной. По данным экономистов НИУ ВШЭ, доля зарубежной добавленной стоимости в конечной продукции превышала 50%, помимо автопрома, также в производстве компьютерной техники и электрооборудования, в текстильной отрасли и фармацевтике, а в химической промышленности и металлургии составляла от 30 до 50%. Причём как минимум половина иностранных поставщиков приходилась на компании из Европы и Северной Америки, то есть как раз на те страны, с которыми у РФ возникли наибольшие торговые проблемы. Как показали последние события, в частности, в фармацевтике, проблема до сих пор не исчерпана.

В середине августа в СМИ попал документ Минздрава России, разосланный по медучреждениям, в котором были перечислены почти 200 наименований лекарств из перечня жизненно важных препаратов, которые предписывалось пациентам больше не назначать, поскольку эти лекарства зарубежного производства исчезают из аптек. Позднее список был отозван, но медики на условиях анонимности подтвердили, что часть из этих лекарств действительно становится всё сложнее достать. И далеко не для всех препаратов доступны полноценные аналоги. Эта ситуация показывает, что импортозамещение, в ряде отраслей реализуемое вполне успешно, происходит неравномерно. А в некоторых особенно чувствительных сферах приходится сосредоточиться даже не на запуске собственного производства, который может занять годы, а хотя бы на поиске альтернативных иностранных поставщиков, чтобы совсем не остаться без ряда товаров, от которых порой зависит не только комфорт, но и здоровье граждан.

Теги: импортозамещение, продукция, Россия