Как потребительское поведение россиян влияет на инфляцию
29 августа 2023 16:35:00
Личное восприятие уровня инфляции и инфляционные ожидания граждан формируют их поведение на потребительском рынке, что в свою очередь влияет на рост цен, считают экономисты
«За более чем 30-летнию историю новой России социологи заметили тренд, который говорит о том, что граждане заявляют о разного рода опасениях, но на практике действуют так, словно «завтра хоть трава не расти». Поэтому данные об инфляционных ожиданиях и ощущениях высокой инфляции говорят не столько о показателях, сколько о значении этих показателей для граждан. Ведь для россиян цены – это действительно предмет опасений. При высоких инфляционных ожиданиях потребители раскалываются на две большие группы: первая – это та, которая считает, что раз предвидится высокая инфляция, то надо немедленно покупать что-нибудь, пока не подорожало. И это, конечно, фактор, повышающий инфляцию. Вторая группа потребителей пользуется более конструктивным и рациональным подходом. Эти люди стараются придержать деньги до спада инфляции. Они как бы уводят деньги с рынка, что сдерживает рост цен. Если же смотреть в перспективу, то можно ожидать, что волна ажиотажного спроса на высоких инфляционных ожиданиях в ближайшее время спадет, люди, которые хотели потратить деньги, сделают это и фактически тоже уведут их тем самым с потребительского рынка. Все это приведет к существенному снижению уровня инфляции», — рассказал изданию «Гражданские силы.ру» экономист Иосиф Дискин.
По его мнению, уже к началу октября нынешнего года под воздействием описанных тенденций инфляция в РФ будет снижаться и по итогам года составит примерно 5,5%.
Напомним, Центробанк прогнозирует в 2023 году уровень инфляции в пределах 5,5 – 6,5%.
По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, ощущение инфляции россиянами и их инфляционные ожидания влияют на саму инфляцию иначе.
«В России практически все рынки монополизированы. Например, на рынке продуктов питания есть несколько крупных сетей, которые и диктуют всем остальным игрокам некие правила игры. То же самое наблюдается абсолютно везде: на рынке стройматериалов, топливном рынке и любом другом. Когда рынок чувствует, что потребитель ожидает повышения цен, продавцы этим могут пользоваться и повышать стоимость товаров до того уровня, на котором потребитель продолжит их покупать. Что касается ощущений населения от уровня инфляции, то здесь тоже есть свои особенности. Потребитель обычно отмечает повышение цен, ориентируясь на товары, которые он приобретает каждый день. При этом он акцентируется на тех товарах, которые подорожали больше всего. Психологически именно это ощущение откладывается в памяти, и люди считают, что абсолютно все товары подорожали также, хотя на самом деле это совершенно не так. Поэтому это никак не связано с истинным уровнем инфляции, но хорошо показывает настроения потребителей», — отметил Михаил Беляев.
По последним данным ВЦИОМ, 40% россиян считают инфляцию в России очень высокой, а 33% назвали ее умеренной. При этом в июне высокий уровень инфляции отмечало 35% респондентов, а в июле – 41%. Кроме того, опрос ВЦИОМ показал, что 51% людей ожидают незначительного повышения цен на потребительские товары, а ощутимый рост цен ждет 28% российских потребителей.
Ранее «Московская газета» писала о факторах, которые будут способствовать разгону инфляции в России в будущем.
Андрей Мединский