Операторы выразили несогласие с законом о запрете на пополнение электронных кошельков через банковские счета
29 июля 2019 19:41:55
Qiwi и «Яндекс.Деньги» выразили обеспокоенность принятием закона, запрещающего пополнять электронные кошельки наличными через платежные терминалы. По мнению компаний, такой шаг приведет к ухудшению доступности финансовых услуг
Об этом сообщает ТАСС. Согласно поправкам к закону о национальной платежной системе, которые 26 июля одобрил Совет Федерации, для пополнения неидентифицированных электронных кошельков должен будет использоваться банковский счет. Теперь документ должен подписать президент.
Складывается отчетливое впечатление, что под предлогом борьбы с терроризмом и наркоманией банки пытаются завернуть на себя денежные потоки, проходящие сейчас через электронные кошельки, что вполне понятно – надавав кредитов нищающему населению, приходится думать о том, как затыкать растущие финансовые дыры. Не придумали ничего лучшего, чем при поддержке чиновников, по сути, разрушить едва начавший зарождаться цифровой сегмент финансового рынка. По мнению компаний, запрет пополнения анонимных кошельков наличными и ограничения на пополнения с банковских счетов существенно усложнят использование электронных денег».
«А это не только ущемляет интересы миллионов пользователей, которые лишаются единственной возможности, не выходя из дома, получить удобный инструмент для небольших расчетов, но и создает препятствия достижению целей государственной стратегии по повышению доступности финансовых услуг», – заявили ТАСС в пресс-службе «Яндекса».
По данным Mediascope, лидером по количеству пользователей среди сервисов электронных денег в 2018 году был «Яндекс.Деньги» (основной акционер – Сбербанк с долей 75% минус 1 рубль) – через него расплачивались около 48,5% пользователей этой услуги. Далее следуют WebMoney (38,9%), PayPal (38,6%) и QIWI (36,2%). Чаще всего электронные кошельки используются для оплаты заказов в интернет-магазинах (37,2%), мобильной связи (35,2%), денежных переводов (24,2%), для покупки контента (музыки, книг, мобильных приложений) или оплаты дополнительных опций соцсетей (21%). Около 20% пользователей электронных кошельков платят через них за ЖКУ и по другим бытовым счетам.
«Как для Qiwi, так и для Яндекс.Денег и вообще для любых финтех-проектов любые ограничения на операции с кошельками имеют негативные последствия, поскольку лишают их конкурентных преимуществ в сравнении с традиционными банками. Одно из важных преимуществ финтеха состоит в том, что он работает в инновационной зоне, до которой регуляторы не успевают добраться быстро. Не то чтобы банки были такими уж глупыми или неповоротливыми, но они знают, что регулятор за ними следит, поэтому не сделают ни одного шага, который мог бы повлечь за собой штрафы, предписания или отзывы лицензий. Отчасти тут кроется и объяснение того, почему финтех-проекты – популярный объект банковских инвестиций. Правы Qiwi и Яндекс.Деньги и когда намекают на то, что в результате запрета те пользователи, для которых анонимность принципиальна, не смирятся и найдут какие-нибудь другие способы осуществлять переводы средств на те же цели. Как показывает статистика фондового рынка, ограничения немедленно и негативно влияют на стоимость публичных компаний, поскольку инвесторы воспринимают их как ликвидацию драйверов роста выручки. Наконец, как справедливо указывают компании, ограничительные меры противодействуют быстрому росту цифровой экономики. Представляется, что первоначально можно было бы определить объёмы оборота по анонимным кошелькам и дать оценку того, какая доля этого оборота идёт на те цели, которым противодействуют законодатели. Возникающий в результате урон можно было бы сопоставить с уроном, который будет нанесён бизнесу платёжных сервисов. Впрочем, коль скоро сами платёжные системы утверждают, что неидентифицированных пользователей мало, а их платежи составляют очень малую долю оборота, понятно, что в удобстве потеряют немногие. В таком случае шанс, что законодатели прислушались бы к аргументу платёжных систем был заведомо невысок», – сказал «Гражданским силам.ру» Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ».
«Полагаю, данные поправки своевременны со стороны государства и направлены с одной целью – осуществление контроля за рынком платежных услуг при осуществлении денежных переводов. В настоящее время, в отсутствие такого контроля, физические лица могут пополнять кошельки наличными без идентификации личности, тем самым электронные кошельки могут использоваться для финансирования распространения наркотиков, терроризма и пополнения счетов «левых» телефонных номеров. При этом никто ничего не запрещает, а вводит требования по пополнению онлайн-кошельков при наличии индивидуального банковского счета. Поэтому физические лица, осуществляя переводы с использованием индивидуального банковского счета, несколько раз подумают о прозрачности этих переводов, во избежание вопросов со стороны государственных и правоохранительных органов», – поделился своим мнением с «Гражданскими силам.ру» председатель московской коллегии адвокатов «Европа-Азия» Теюб Шарифов.
«Решение о запрете анонимно пополнять электронные кошельки было ожидаемым и вряд ли кого-то сильно удивило. Государство не первый год старается держать под контролем все возможные каналы оплаты в Интернете. Мера, безусловно, нужная, особенно для государства, однако это плохая новость для тех, кто активно пользовался такими кошельками. Но проблема заключается в том, что это скорее гонка вооружений, и в скором времени разработают и введут новые способы оплаты. Например, можно использовать криптовалюту, что сразу сделает ее «вне закона», и никаких шансов на ее законное развитие в стране не останется. Возникает крайне нелогичная ситуация, так сказать «стрельба по воробьям из пушек». Мы вечно стараемся убирать следствие, а не причину, например, чтобы истребить торговлю наркотиками необходимо вести борьбу с их производителями, а не покупателями. Так и в данной ситуации, логика не меняется», – отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» Дмитрий Иногородский, эксперт «Международного финансового центра».
«Основной мотив внедрения этих поправок — усиление надзора за подобными кошельками по причине подозрений в финансировании противозаконных мероприятий. Фактически власти хотят знать, откуда на электронный кошелек заходят деньги, и спорить тут сложно. Однако виртуальные электронные кошельки тем и были удобны: быстро, дешево и без предъявления документов можно было пополнить счета. Это востребовано не только на уровне интернет-магазинов, но и во множестве онлайн-игр. Операторы электронных кошельков на самом деле тоже развивают финансовую систему, которая у нас выглядит все еще очень топорно и проблемно. Забирая возможность пополнения кошелька, система как будто откатывается назад. Вряд ли это действительно хорошо для финансового сектора и принципов мобильных быстрых платежей», – сказала «Гражданским силам.ру» Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари».
Сергей Путилов