От Еразма до маразма: из истории Дня семьи, любви и верности

Фото из открытых источников

08 июля 2019 20:24:22

5552

Брак православных святых, которых сделали символом семейных уз, держался на шантаже

Праздники в России любят, не особенно разделяя их на государственные и народные. Когда государственные, конечно, лучше – законный выходной. Можно расслабиться, открыв бутылочку чего-нибудь крепкого. Православные праздники, в общем, тоже в почете. Но некоторые из них, вызывают определенные вопросы.

Одиннадцать лет назад к почитаемым в отечестве датам добавился День любви, семьи и верности, отмечаемый 8 июля. Праздновать его начали с подачи жены российского премьера, Светланы Медведевой. Семья, это, конечно, хорошо и культ ее никаких вопросов не вызывает. Но вот выбор в качестве ее символов православных святых Петра и Февронии Муромских кажется, мягко говоря, сомнительным, если немного покопаться в истории.

Житие (или как сейчас говорят, биография) Петра и Февронии Муромских было написано в XV веке неким Ермолаем Еразмом. Содержание этого средневекового художественного произведения правда больше напоминает сценарий остросюжетного триллера, нежели обыкновенное жизнеописание. Вот вам вольная трактовка.

Князь Петр, на кожу которого попала кровь убитого им змея-искусителя, покрывается струпьями. Пытаясь избежать смерти, он посылает людей по всей Руси с поручением найти врачевателей, способных излечить его недуг. Наконец, в Рязани люди князя встречают дочь древолаза, простолюдинку Февронию, которая соглашается излечить Петра. Но с одним условием: за спасение жизни он должен жениться на своей избавительнице. Или так, или никак. Сегодня это назвали бы принуждением к вступлению в брак. Есть даже такая статья в уголовном кодексе.

Князь, не способный к моменту появления Февронии даже самостоятельно ходить, соглашается на ее условия, но после того как выздоравливает, бежит в Муром. Оказалось, что девушка предусмотрела и такой вариант. Во время лечения она попросила больного не намазывать зельем один струп. Недуг возвращается и князю приходится вновь ехать за исцелением. Только после этого он берет Февронию в жены и увозит к себе в Муром. Но мезальянс не задался: через какое-то время «счастливые» супруги принимают монашеский постриг и разъезжаются по монастырям, где живут раздельно до самой смерти.

Однако это еще не финал истории. Развязка леденит кровь: «Восставшие из ада» просто курят в затяжку. Петр и Феврония умирают одновременно и их кладут в гробы. Естественно, разные. Но утром бывших супругов находят лежащими рядом в каменном гробе. Тела отделяет друг от друга тонкая перегородка. Этот гроб был изготовлен еще при жизни Петра и Февронии, и в нем они завещали себя похоронить. Князя и его жену раскладывают по разным гробам, а следующим утром снова обнаруживают рядом. И теперь уже закапывают вместе. Титры…

Замечательные у нас символы любви и верности, не так-ли? Трупы, сползающиеся ночью в один гроб. Петр и его супруга Феврония, шантажом женившая на себе князя. Вот так счастливая семья. С тем же успехом можно было бы избрать символом нравственности и целомудрия Григория Распутина. Как говорится, был бы праздник.

Антон Стариков
Теги: День семьи, любви и верности