Отразится ли на коррупциогенной обстановке в России выход из конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию?
17 января 2023 12:37:00
В Госдуме сообщили, что намерены рассмотреть законопроект о денонсации конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в начале февраля
Об этом заявил первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков. Поскольку инициатива внесена президентом Владимиром Путиным, её принятие парламентом крайне вероятно. В то же время коррупция традиционно является больным вопросом для российской общественности, поэтому важно понять, чем для России была антикоррупционная конвенция СЕ и чем может обернуться отказ от этого документа.
О том, что Россия выходит из европейской антикоррупционной конвенции, стало известно сразу после окончания новогодних праздников. Этот документ был разработан и принят под эгидой Совета Европы, а Россия покинула данную организацию ещё весной на фоне ограничения её прав. Теперь пришла очередь смежных документов и соглашений. В МИД России отмечали, что в 2022 году в ГРЕКО (группа государств по борьбе с коррупцией) российскую делегацию лишили права голоса и возможности высказываться по докладам представителей других стран, при этом право международного мониторинга антикоррупционного законодательства ГРЕКО за собой оставила. Российские дипломаты назвали такую ситуацию неприемлемой и предложили выйти из числа подписантов конвенции. Позже с этим предложением согласились правительство и президент, своё слово осталось сказать лишь парламентариям. Впрочем, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный уже выразил согласие с данной инициативой, назвав её ответным шагом на недружественные действия СЕ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также заверил, что на внутрироссийском законодательстве и антикоррупционной практике денонсация конвенции никак не скажется, хотя и признал, что могут возникнуть проблемы с выдачей подозреваемых в коррупции из-за рубежа.
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была разработана в 1999 году и тогда же подписана Россией. Ратификация произошла в 2006 году. Всего участниками ГРЕКО стали 50 государств, и РФ стала первой страной, покидающей эту группу. Действие соглашения направлено на совершенствование антикоррупционного законодательства в странах-участницах, его международный мониторинг и обмен позитивным опытом в данной сфере. В МИД РФ ранее утверждали, что это полезный документ, не наносящий ущерба национальным интересам России. Но за 2022 год многое изменилось, причём не только в области внешнеполитических взаимоотношений. Например, президент разрешил чиновникам не публиковать в общем доступе декларации о доходах на период СВО. Глава Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов подтверждает, что в России в последнее время растёт распространённость низовой коррупции с небольшими суммами взяток. Он подчеркнул, что в условиях санкций и внешнего давления недобросовестность должностных лиц может нанести особенно большой вред обществу и государству.
Правозащитник, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» отметил, что выход из конвенции стал ответом на антироссийскую позицию Запада, однако у государства остаётся достаточно юридических рычагов воздействия на коррупционеров. «Россия в 2003 и 2006 гг. подписала и ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. Однако статья 20 данной конвенции о незаконном обогащении чиновников до сих пор не ратифицирована. В России действует Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый президентом на несколько лет. В УК РФ имеется несколько статей, предусматривающих ответственность по так называемым «коррупционным» статьям, по которым привлекаются и представители власти разных уровней, правоохранительных органов, сферы образования и здравоохранения, — отметил Александр Брод. — Однако все мы видим, что коррупция продолжает жить на низовом уровне, ежедневно СМИ сообщают о новых фактах коррупции в разных эшелонах власти. Борьба с коррупцией не должна носить характер кампанейщины, для этого требуются серьёзные меры по оздоровлению судебной системы, самой правовой среды в стране».
О том, что коррупция полностью не искоренена нигде в мире, в том числе и в РФ, говорил и Дмитрий Песков. И представляется, что в борьбе с этим опасным явлением международный опыт, в том числе наработки развитых стран Европы, был бы крайне полезен. Об этом говорит и председатель коллегии адвокатов Grigoriadis Group Дмитрий Григориади. Он отмечает, что европейская конвенция и деятельность ГРЕКО были направлены не только на законодательную борьбу непосредственно с самой коррупцией, но и на нейтрализацию её последствий, таких как отмывание доходов, полученных преступным путём. Теперь же РФ может оказаться отрезанной от оперативной информации по линии спецслужб, которая бывает необходима при поиске выведенных средств и самих коррупционеров. Также могут возникнуть сложности с экстрадицией нечистых на руку чиновников, успевших покинуть пределы России.
Эксперт в сфере противодействия коррупции Григорий Машанов добавляет, что выход из европейской конвенции может не только негативно сказаться на международном имидже России, но и привести к вполне конкретным экономическим последствиям. Например, зарубежные банки могут начать ещё более внимательно присматриваться к транзакциям из России и блокировать их, опасаясь попыток легализации преступных доходов. Более того, РФ в итоге может даже вернуться в чёрный список FATF (межправительственная группа разработки мер по борьбе с отмыванием денег), откуда нашу страну исключили в начале 2000-х. Эксперт подчёркивает, что многие рекомендации ГРЕКО были имплементированы в российском законодательстве и помогли борьбе с коррупцией. В числе реформ Машанов отметил введение ответственности за подкуп иностранных должностных лиц и разработку национальных планов по борьбе с коррупцией. Специалист считает, что в нынешней ситуации можно было обойтись отказом участвовать в заседаниях ГРЕКО, а не денонсировать всю конвенцию, тем более что группа не стремилась идти на конфликт с Москвой.
Однако решение о денонсации конвенции уже можно считать принятым. К слову, ещё в 2018 году ГРЕКО положительно оценивала динамику антикоррупционных мер в России, и хочется надеяться, что уже достигнутые успехи не будут потеряны. По данным Генпрокуратуры, ежегодно растёт как число выявленных коррупционных преступлений, так и количество уголовных дел. В 2022 году стоимость конфискованного у коррупционеров имущества, по официальным данным, вдвое превысила нанесённый коррупцией ущерб. Таким образом, позитивные сдвиги можно проследить не только по оценкам международных экспертов, но и по статистике. И если по международному сотрудничеству текущая ситуация нанесла серьёзный удар, ничто не мешает российским властям продолжать совершенствовать антикоррупционную политику внутри страны. Было бы желание. К примеру, можно было бы, наконец, ратифицировать вышеупомянутую статью 20 конвенции ООН о противодействии незаконному обогащению чиновников. Это стало бы положительным сигналом обществу о том, что интенсивность борьбы с коррупцией не снижается. Но как раз такого законопроекта в Госдуму пока никто не внёс.
Алексей Черников