Почему спикер Госдумы взял под личный контроль обычную аварию?

Почему спикер Госдумы взял под личный контроль обычную аварию? Фото © «Гражданские силы.ру»/Алёна Черепкова

07 апреля 2021 22:08:00

9497

1 апреля в центре Москвы произошло ДТП с участием блогера Эдварда Била. Он регулярно выкладывал на канале ролики со своим участием в различных ДТП и получал за видео лайки и новых подписчиков. На этот раз он предположительно находился за рулём спортивной «Ауди», которая выехала на полосу встречного движения и врезалась в автомобиль. Всего в этой аварии пострадали пять машин

Случай получил широкую огласку и как следствие реакцию властей. 5 апреля в нижнюю палату парламента поступил законопроект, который повышает ответственность за вождение в пьяном виде тех нарушителей, которые уже были судимы за нетрезвое вождение с тяжкими последствиями. Статью 264.1 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию) предложено дополнить частью, по которой за управление автомобилем в пьяном виде будет наложен штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей с лишением права заниматься определенной работой на срок до шести лет, ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. 

На следующий день спикер Госдумы Вячеслав Володин выступил со своей инициативой на эту же тему. Он сказал, что в ДТП с Билом пострадала сотрудница аппарата парламента Мария Артемова. Ее состояние остается тяжелым. Женщина находится в больнице. А вообще-то пострадавших несколько. И наказать виновного нужно за каждого из них.

 «Совершенно очевидно, существующего механизма воздействия на таких лихачей недостаточно. Их не пугают штрафы, какими бы высокими они ни были. Необходимо продумать дополнительные меры, чтобы законодательство в этой сфере работало более эффективно», — написал Володин в своем Telegram-канале.

Всю весеннюю сессию спикер обещал заниматься повышением ответственности и ужесточением наказания за вождение в пьяном виде. Это, по мнению Володина, должно привести к уменьшению случаев ДТП и жертв аварий. 

Кому-то может показаться, что вмешательство спикера в скандальное ДТП случилось только из-за того, что в аварию попала его подчинённая. И такая реакция похожа на корпоративную месть, а не на профессиональную работу спикера парламента огромной страны. С какой это стати нужно писать новые законы под влиянием житейских ситуаций?

Ведь депутаты уже приняли меры по ужесточению наказания за ДТП, совершенные в нетрезвом состоянии. И за 2020 год и число правонарушений, и количество жертв аварий снизилось. То, что блогер безнаказанно провоцировал ДТП, снимал с этим материалом ролики и выкладывал на свой канал, порождает вопросы к силовым структурам, а также гражданам, которые могли бы показать эти «подвиги» сотрудникам компетентных органов. 400 незамеченных ДТП (за три месяца) в открытом доступе – это, мягко говоря, показатель. 

Законы-то есть…

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов Матвей Черепков считает, что, если бы в дело не попали пострадавшие громкими именами, никто бы до сих пор лихача не заметил. Ни пресса, ни депутаты не стали бы поднимать такого шума.

Адвокат не видит вообще никакого смысла отвлекать из-за такого случая депутатов Госдумы, у них ведь и без этого много дел: «У них «в объективе» целая страна. И очень много проблем, требующих срочного решения. Законы у нас есть, их просто необходимо выполнять».

«В 2019 году части 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ были дополнены нормами, предусматривающими ужесточение наказания за создание ДТП в пьяном виде. Например, если ДТП повлекло смерть одного человека, виновному положено лишение свободы на срок от 5 до 12 лет. Можно сравнить: за умышленное убийство одного человека частью 1 ст. 105 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет. То есть мера вполне сопоставима с наказанием за умышленное убийство. Закон довольно строг, некоторые специалисты думают, что даже чрезмерно строг», — отмечает Матвей Черепков.

Специалист считает, что в ныне действующем законодательстве за данный вид преступления предусмотрено более строгое наказание, чем даже во времена Советского Союза: «Следует обратить внимание, что статьей 211 УК РСФСР за неосторожное причинение смерти человеку в ходе ДТП предусматривалось наказание до 10 лет лишения свободы без ограничения нижнего предела наказания, а нахождение водителя в нетрезвом состоянии являлось отягчающим ответственность виновного лица обстоятельством. 

Таким образом, законодательство РФ содержит достаточные правовые механизмы по борьбе с подобного вида правонарушениями».

А многочисленные проверки могут быть более эффективными, если проводить их точечно. Можно просто выявить машины, водители которых попадались за вождение в пьяном виде – и контролировать прежде всего их. «Всех подряд» шерстить зачастую бессмысленно.

Блогеру «лайки», а депутату голоса?

Не исключено, что спикеру Госдумы Володину предстоит переизбираться в сентябре. В его избирательном округе, в Саратовской области, ситуация сложная. Его предполагаемый прямой конкурент — член фракции КПРФ в Саратовской областной Думе Николай Бондаренко — стал оказываться в странных ситуациях. 

3 апреля в Саратове клиенты управляющей компании «Красная» под руководством Бондаренко вышли на пикет к офису компании. Сотрудник «Красной», как утверждают СМИ, кому-то позвонил, и к митингующим подъехал автомобиль. Водитель тут же стал оскорблять жителей, угрожать им, бросил в их сторону пиротехническую гранату и скрылся. 

А вот как описывает ситуацию саратовская прокуратура: «В дневное время у помещения управляющей компании в сторону находящихся там группы людей был брошен предмет, от которого произошел хлопок. На место происшествия выехали представители прокуратуры Ленинского района г. Саратова и органов полиции. Проверочные мероприятия направлены на установление лиц, причастных к произошедшему, в том числе при осуществлении управления УК многоквартирными домами. Также будет проверена деятельность управляющей компании при начислении платы гражданам за коммунальные ресурсы».

Вячеслав Володин упрекает Николая Бондаренко в том, что он относится к выборам, как к политической прогулке, что в его адрес много упрёков со стороны правоохранительных органов и товарищей по партии и он не понимает задач депутата. 

Одним словом, похоже, Бил попался вовремя: идёт большая драка.

Софья Кладова
Теги: ДТП, Эдвард Бил, Вячеслав Володин, законодательство