Россия вошла ТОП-10 стран мира по качеству общего образования в рейтинге PISA
07 апреля 2021 12:48:00
Эксперты рассказали о качестве среднего образования в России. Есть проблемы с использованием теоретических знаний на практике
Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко озвучил результаты общероссийского исследования по модели PISA, проводившегося осенью 2020 года, которые лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования (наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS).
По данным эксперта, выборка исследования составила около 6 тысяч учащихся 15-летнего возраста, обучающихся в 200 образовательных организациях в 43 регионах России. По итогам 2020 года в направлении читательской грамотности показатель России составил 492 балла (в 2019 году — 488), Россия заняла 24 место (в 2019 году — 26). По математической грамотности — 494 балла (в 2019 - 483), 27 место (33), по естественнонаучной грамотности — 472 балла (479), 36 место (33). Таким образом, средневзвешенное место России в 2020 году — 13,5 (планировалось 14), а в 2019 — 14,125 (планировалось 14,125).
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев рассказал, что давать оценку качеству образования пришлось в непростых условиях пандемии.
«Рособрнадзор последние годы проводит очень много мониторингов. Все эти данные мы обрабатываем, и недавно был такой итог: долгие годы не могли предложить замену среднему баллу ЕГЭ (этот показатель никак не отражает ситуацию в регионе и даже в стране), но по 13 показателям мы оценили субъекты РФ, в ближайшее время доведем их число до более 20. Это позволяет субъектам принимать правильные управленческие решения. Основной принцип — объективность проведения той или иной процедуры, объективные данные позволяют нам развивать систему в целом. Впервые в российском источнике появился банк заданий в формате PISA. Это новый формат для нашей страны: эти задачки нельзя найти в открытом доступе даже на международных площадках. И этот банк в прошлом году впервые был создан и с 1 октября начал работать», — сообщил Музаев.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов прокомментировал результаты Российской Федерации в международных рейтингах.
«В международном исследовании PISA оцениваются результаты учащихся девятых классов: как они используют полученные знания в практической жизни. По исследованию PIRLS РФ занимает первое место по качеству начальной школы. Второе исследование — TIMSS — это качество математического образования 4-8 классов, и здесь РФ также показывает хорошие результаты: мы в первой пятерке стран мира. Есть определенные проблемы по исследованию PISA — это использование теоретических знаний в практике. И здесь есть позитивная динамика несмотря на то, что в прошлом году наши школьники были на домашнем обучении. Мы понимаем, что оно никогда не заменит очного обучения, но несмотря на это РФ признана как одна из стран, лучше всех организовавшая домашнее обучение. Огромная работа была проведена Рособрназдором по восстановлению пробелов, которые могли возникнуть при домашнем обучении. Они позволили выявить проблемы, возникшие у школьников, и точечно организовать работу по восполнению тех пробелов».
Министр особо отметил работу со школами, которые показывают низкие результаты.
«Мы уже помогли 15% школ ликвидировать пробелы, которые есть у школьников», — добавил Кравцов.
Дмитрий Маркин