Половина российских ученых и IT-специалистов хотят эмигрировать
28 июня 2018 19:44:48
Большинство российских специалистов из наукоемких и высокотехнологичных отраслей считают для себя лучшим выбором переезд на работу за рубеж.
Об том сообщает Finanz.ru со ссылкой на исследование Boston Consulting Group, в котором приняли участие 24 тыс. респондентов из РФ, включая как самих специалистов, так и рекрутеров, занимающихся наймом сотрудников.
Как выяснилось, выражают желание работать за рубежом 50% российских ученых, 52% топ-менеджеров, 54% IT-cпециалистов. К ним готовы присоединиться 49% работников инженерных специальностей и 46% врачей. Почти две трети вероятных эмигрантов (65%) — специалисты по искусственному интеллекту, скрам-мастера, дизайнеры пользовательского интерфейса. 57% из них — молодежь в возрасте до тридцати лет. Среди студентов (в возрасте до 21 года) доля желающих покинуть Россию еще выше и достигает 59%.
Что касается предпочтительных для выезда стран, то на первом месте — Германия, куда перебирается 11,84% эмигрантов. Еще 7,25% покидают РФ в направлении Израиля, 2,07% едут в Швейцарию. От 1,2% до 1,5% выбирают Францию, США, Бельгию и Великобританию. Вернуться на родину при этом изъявляют желание лишь 6% эмигрировавших.
Причинами покидания родины чаще всего называется более высокая оплата, не сопоставимый с российским уровень жизни и качество предоставляемых социальных услуг, расширенные карьерные возможности. В десятку аргументов, объясняющих выезд, попала и «экономическая нестабильность в родной стране». По оценке РАНХиГС, ежегодно из России в развитые страны перебираются около 100 тыс. человек. Значительную часть среди них составляют высококвалифицированные специалисты, которые у себя в стране оказываются невостребованными.
Число эмигрировавших российских специалистов удвоилось за три года: с 20 тыс. в 2013 году до 44 тыс. в 2016 году.
Об этом, как сообщает РБК, заявил главный ученый секретарь президиума РАН Николай Долгушкин. В самой России, вопреки громким официальным заявлениям о «повороте утечки мозгов» обратно в страну ситуация с научными кадрами становится все более удручающей.
«С 1990 года количество исследователей в стране уменьшилось в 2,7 раза, а среднегодовое сокращение персонала, который занимается исследованием и разработками, с 2000 года составляет 1,3% в год», — уточнил Долгушкин. Для сравнения — в Европейском Союзе и США количество ученых выросло на 2-3%, а в Бразилии, Корее и Китае — от 7% до 10%.
«На специалистов ведётся охота как в ИТ-индустрии, так и в науке и образовании, поскольку развитые страны ведут жёсткую конкурентную борьбу на этом рынке. Достаточно обратить внимание, какой скандал разразился вокруг визовых ограничений в США, введённых Трампом – хайтек обвиняет его в том, что он перекрывает доступ к лучшим мозгам. В принципе, если страна принимает свою позицию в глобальном разделении труда, которая заключается в охране трубы, через которую идёт сырьё, то эмигрирующим специалистам надо бы ещё и приплачивать. Хотя наши элиты и не вступают с Западом в конкурентную борьбу за мозги, они позволяют свободно уезжать всем, кого берут – уменьшая нагрузку на будущую пенсионную систему. Никого не заточают в шарашки и не заставляют исследовать, конструировать или писать код в обмен на миску похлёбки. Однако понятны опасения специалистов, что в случае прихода к власти более пассионарных и менее рациональных элит, специалисты могут оказаться, наконец, востребованы, но спрос не будет платёжеспособным. Грубо говоря – не уедешь сегодня, завтра – не выпустят. Да и конкуренция на западных рынках труда не стоит на месте – не уедешь сегодня, завтра место, которое могло бы стать твоим, займёт индонезиец. Поэтому все стороны действуют рационально: Запад «пылесосит мозги» (по выражению нашего президента), наши власти ищут способы платить пенсии тем, кто останется, а мозги пытают свои шансы за морем», — сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ»Леонид Делицын.
Сергей Путилов