Ползучая реабилитация: число россиян, обвиняющих Сталина в чрезмерных потерях во время войны, сократилось в 4 раза за 20 лет
22 июня 2018 11:11:14
Между тем, именно из-за ошибки Сталина Красная Армия была застигнута врасплох и понесла огромные потери в первые месяцы войны.
Количество россиян, обвиняющих генсека ЦК ВКП (б) Сталина и его руководство в больших потерях во время войны, за последние двадцать лет сократилось в четыре раза.
Согласно опросу «Левада-центра», проведенному накануне Дня памяти и скорби, только 9% россиян сегодня убеждены, что большие потери Советского Союза в Великой Отечественной войне вызваны сталинским руководством, которое не считалось с потерями. В 1997 году так считали 34% опрошенных. Обеление личности «великого кормчего» вполне вписывается в нынешний тренд тоски по «сильной руке». Хотя латинская пословица и гласит, что «глас народа – глас Божий», но насколько возобладавшее в умах граждан России мнение о невиновности Сталина в огромных потерях, особенно в начале войны, соответствует историческим реалиям? Если отвлечься от политических пристрастий, диктуемых пропагандой, то из истории никуда не выкинуть ошибок сталинского правления, приведших к катастрофическим потерям. Только в 1941 году было убито и ранено, попало в плен около 4-х миллионов советских воинов. Потери в живой силе превысили немецкие в восемь раз. В первые же дни была практически полностью уничтожена авиация. Люфтваффе, расстреливая беспечно стоящие на аэродромах советские самолеты, недоумевало по поводу небоеспособности Красной армии. Сотни тысяч воинов были уничтожены в смертоносных «котлах» из-за нелепых приказов «мудрого руководства». Лавина вермахта докатилась до Москвы, остановившись всего в 22 километрах от Кремля. Причины этих поражений кроются в ошибках Сталина, за которые народу пришлось заплатить непомерно высокую цену.
Однако в нынешние времена, когда, по словам министра культуры Мединского, историческая истина оказалась менее важна, чем «воспитательная» роль победы в войне, когда мрачные страницы прошлого замалчиваются, а на передний план выступают фанфары 9 мая, не мешает вспомнить, какой ценой далась нашей стране эта победа, и напомнить, кто несет ответственность за огромные потери, которых можно было бы избежать. К слову говоря, стараниями ура-патриотической официозной пропаганды одобрение Сталина в нашей стране достигло исторического максимума за 16 лет. Проведенный в прошлом году опрос Левада-центра показал запрос общества на реабилитацию культовой фигуры Сталина. Если с «восхищением», «уважением» и «симпатией» к генсеку ЦК ВКП (б) Сталину в марте 2016 года относились 37% респондентов, то в январе 2017 года это число уже выросло до 46%. Это максимальный результат за последние полтора десятилетия.
Чем меньше становится ветеранов – непосредственных очевидцев и участников тех роковых событий, – тем большее пространство в умах россиян заполняют мифы. Между тем, следует напомнить, что именно благодаря Сталину Советский Союз оказался не готов к войне в 1941 году. В 1937-38 годах была репрессирована значительная часть командного состава Красной Армии. Армия оказалась обезглавлена. Некоторые из будущих выдающихся полководцев Великой Отечественной (в частности, маршал Рокоссовский) лишь чудом сумели выбраться из мясорубки репрессий. Пришедшие на смену кадры были недостаточно опытны и с началом войны не могли оказать сопротивления закаленной в боях военной машине фашистской Германии. Ключевой ошибкой Сталина стало то, что он слепо доверился пакту 1939 года с нацистами, который считал верхом своей «искусной дипломатии». До последнего момента он был убежден, что Гитлер не нарушит договор о ненападении, не прислушивался к предупреждениям из-за рубежа, поступавшим по каналам разведки и от перебежчиков – немецких коммунистов. Из-за этого Красная Армия была застигнута врасплох и понесла колоссальные потери в первые же месяцы войны.
Нападение Германии повергло «великого вождя» в полную прострацию. 22 июня 1941 г. в полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, который сообщил, что «советское правительство и его глава товарищ Сталин» поручили сделать ему сообщение о начале войны. Советский посол в Лондоне Иван Майский вспоминал: «Когда я узнал о предстоящем выступлении, первое, что пронеслось у меня в голове, было: Почему Молотов? Почему не Сталин? По такому случаю нужно было бы выступление главы правительства». Растерявшийся и напуганный вождь, между тем, фактически отошел от дел, свалив всю ответственность за принятие решений в этот критический момент на своих помощников. Кризисным для Сталина и всего руководства страны днём можно считать 29 июня, когда стало известно о падении Минска. У Сталина состоялся тяжёлый разговор с Жуковым, после которого он некоторое время никого не принимал. Некоторые историки полагают, что в тот момент Сталин уже смирился с тем, что его отстранят от власти. Однако привыкшее к повиновению окружение и помыслить не могло о том, чтобы поставить под сомнение авторитет «отца народов». Лишь одиннадцать дней спустя, 3 июля, Сталин набрался духу и выступил с обращением к советскому народу. При этом в миллионах репродукторов, к которым прильнули жители страны, было отчетливо слышно, как звенят зубы вождя о край стакана с водой, когда он дрожащей рукой подносил его ко рту. К этому моменту немцами уже был взят Минск.
Несет ли Сталин ответственность за чудовищные потери в войне? Ответ на этот вопрос можно найти в дневниках начальника штаба Верховного командования сухопутных сил Германии (ОКН) генерал-полковника Франца Гальдера, который писал в своем дневнике 22 июня 1941 г.: «Части противника были захвачены врасплох. Самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать».
«За первые две недели войны советская авиация потеряла около 4000 самолетов, из них 1200 были уничтожены в первый же день на земле. Оказавшиеся без воздушной поддержки войска Красной Армии не могли оказать серьезного сопротивления без защиты от налетов фашистских стервятников. Немецкие юнкерсы и мессершмиты господствовали на десятки километров вглубь советского тыла и расстреливали все, что движется по земле, включая отступающие воинские колонны, санитарные поезда, уничтожая очаги сопротивления. В этом отразилась неготовность Сталина к войне с Германией, которым владела идея любой ценой не допустить вооруженного конфликта с немцами, показать миролюбивый настрой нашей страны, при том, что войны, как ему сообщали из множества источников, в том числе в самой Германии, было не избежать. Называлась даже конкретная дата нападения, согласно секретному плану «Барбаросса» – 22 июня. Сталину приписывается роль «гениального» полководца. Однако ситуацию удалось выправить лишь много позже, благодаря привлечению к командованию талантливых генералов, многие из которых были репрессированы накануне войны. Победа, завоеванная огромной ценой и напряжением сил всего народа, списала все потери, но сотни тысяч погибших из-за бездарного руководства уже не вернуть. День 9 мая стал победой всего советского народа, и приписывать ее единолично Сталину было бы по меньшей мере несправедливо», – сказал «Гражданским силам.ру» ветеран войны, штурман бомбардировочной авиации, полковник Александр Хлопков.
Сергей Путилов