Построение «технотронного гетто» в России откладывается?
26 апреля 2018 20:10:58
Глава ФАС усомнился в возможности заблокировать Telegram в России.
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев выразил сожаление по поводу ситуации, которая складывается вокруг блокировки Роскомнадзором мессенджера Telegram и ее последствий для других интернет-ресурсов.
По словам Артемьева, он сомневается в том, что такая блокировка вообще станет возможна.
Если оставить в стороне акции вроде запуска бумажных самолетиков в поддержку Telegram, то проблема действительно оказалась куда более глобальной, чем могло показаться вначале.
Оправдание, что блокировка Telegram на территории России потребовалась поскольку Павел Дуров якобы не захотел передать силовикам ключи от мессенджера, выглядит, по меньшей мере нелепо. Ведь, если бы российские спецслужбы захотели получить эти пресловутые ключи, то они бы их в любом случае получили.
Вероятно, за всем этим скандалом вырисовывается куда более важная для российских властей задача: прозондировать общественное мнение, бизнес, госструктуры на тему возможного отключения от мировых интернет-ресурсов.
Не исключено, что вся эта история с Telegram, сопровождавшаяся блокировкой миллионов IP-адресов, работает на тех, кто, желает превратить Россию в «технотронное гетто».
Еще в прошлом году советник президента России Владимира Путина по интернету Герман Клименко предложил ограничить интернет на территории страны. Об этом, как сообщил Интерфакс, он заявил во время лекции «Информационная безопасность России». По мнению Клименко, ограничение интернета — это единственная возможность обеспечить информационную безопасность.
«Путь один — это китайский вариант. Безусловно, контроль нужен, потому что не существует ни одной возможности это предотвратить. Китай менее щепетилен ко мнению общества, они оценили угрозу и ограничили интернет. Теперь у них таких проблем нет», — отметил он. Герман Клименко также подчеркнул, что, в случае, если иностранные мессенджеры и соцсети не собираются сотрудничать с правоохранительными органами, любому уважающему себя государству следует выкинуть их со своей территории.
По всей видимости, отталкиваясь от истории с Telegram, власти попробовали действовать по заветам господина Клименко. Что получилось? Первыми забили тревогу ученые. Как выяснилось, даже частичная блокировка Google чревата полным коллапсом отечественной науки. Накануне Совет Общества научных работников (ОНР) обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву из-за блокировки Роскомнадзором интернет-ресурсов. Как отмечается в заявлении Совета ОНР, современная научная деятельность неразрывно связана с подключением к глобальной сети интернет. Эти сервисы глобальны и никакой возможности заменить их чисто российскими ресурсами не существует в принципе. По словам ученых, причинен и огромный финансовый ущерб научному сообществу.
24 апреля с заявлением о перебоях с доступом к интернет-ресурсам, критически важных для нормальной работы российских ученых, выступил Совет по науке при Министерстве образования и науки РФ.
«Ежегодно Минобрнауки России, Российский фонд фундаментальных исследований и сами научные организации тратят миллиарды рублей на обеспечение онлайн-доступа к мировым базам данных. В итоге огромные средства федерального бюджета оказываются потраченными впустую, в связи с неуклюжими и непрофессиональными действиями Роскомнадзора», — говорится в обращении последнего.
Совет ОНР потребовал «незамедлительно пресечь вредоносную деятельность Роскомнадзора и обеспечить действенную защиту научных, образовательных и других социально значимых интернет-ресурсов от опасностей, исходящих от этого ведомства».
Взвыл и бизнес. Эксперты оценивают потери российского и зарубежного бизнеса от мер Роскомнадзора по блокировке мессенджера Telegram в $2 млрд при худшем развитии событий. Об этом говорится в письме разработчика софта Flexbby (резидент «Сколково») интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву, сообщил 25 апреля «Коммерсантъ».
По информации издания, гендиректор Flexbby Андрей Прокофьев в письме предложил омбудсмену сформировать оперативный штаб из представителей власти и бизнеса для решения проблем пострадавших от блокировок компаний. По оценкам Flexbby, в результате блокировки IP-адресов Google и Amazon пострадало около 400 российских организаций: у них наблюдаются сбои в работе хранилищ данных, бизнес-приложений, систем искусственного интеллекта, геолокаций, платежей, взаимодействия с банками, обслуживания клиентов. Эксперты полагают, что финансовые потери российского бизнеса в случае продолжения блокировок в уже ближайшие месяцы могут составить сотни миллионов долларов.
Только после этого, по всей видимости, власти начали осознавать, что переборщили.
«Вообще, если делаешь, надо делать до конца. Надо быть уверенным тысячу раз, посоветоваться с экспертами и доходить до конца. Государство не может позволить себе «садиться в лужу», и это очень печально. Я надеюсь, что при достижении этой цели не будет сметено все вообще вокруг могучим ураганом. Мы не Китай, который закрылся. Такая модель возможна, но вряд ли ее кто-то хочет. Я просто вижу, что сама эта история, ее течение наносит большой очень ущерб», — сообщил сегодня глава ФАС Артемьев «Интерфаксу».
Разногласия по поводу «китайского пути» в деле управления Сетью, поссорившие российских чиновников, вполне объяснимы. Трудно не заметить того, что чем более страна свободна в плане возможностей распространения и получения информации, тем более она экономически перспективна. За примерами далеко ходить не надо. Взять те же США, являющиеся мировым лидером. Или страны ЕС, где предложившего отключиться от мировой Сети, наверное сразу упекли бы в психушку. Особый разговор о Китае, экономика которого достигла действительно впечатляющих результатов. Однако уровень доходов, в зависимости от региона, чрезвычайно разнится. Так, если в Пекине средняя зарплата составляет около 54 тыс. рублей, то согласно исследованию Economist Intelligence Unit, около 40% китайцев на данный момент зарабатывают меньше 10 тысяч рублей. То есть ситуация скорее напоминает Москореп Владимира Войновича с его «кольцами враждебности». Однако в Китае есть хоть какой-то, хоть и тщательно цензурируемый, интернет. До запрета Google даже там еще не додумались.
Однако, если все в России пойдет так, как происходит сейчас с технологическим прогрессом, то скоро страна может оказаться в ситуации, схожей с коммунистической Северной Кореи. В КНДР имеется ограниченный доступ в интернет для ряда организаций, получающих для этого официальное разрешение. На 2013 год количество IP-адресов, выходящих в сеть, оценивалось в 1200. Доступ имеют партийные деятели, пропагандисты идеологии Чучхе, внешнеполитическое ведомство, диппредставительства, некоторые научно-технические организации (вспомним стенания наших ученых, которые впрочем, могут быть услышаны властями), структуры ведущие внешнюю торговлю, включая выпускающие немногочисленные товары на экспорт, служба безопасности. Список учреждений, имеющих доступ, утверждается и пересматривается лично лидером КНДР Ким Чен Ыном. В этих организациях подсоединённые к интернету компьютеры стоят в специальных комнатах, доступ в которые осуществляется по спецпропускам. Что касается России, то вместо того, чтобы тратить огромные средства на борьбу с Тelegram, целесообразнее было бы направить эти ресурсы на повышение уровня жизни в стране, развитие экономики и электронной России. Тогда и недовольных было бы меньше.
До корейского средневековья, с его культом Гениалиссимуса мы, конечно, вряд ли докатимся. Однако, китайский «файрвол» вполне возможен. В чем суть «китайской модели» интернета, о которой столь нелицеприятно отозвался глава антимонопольного ведомства?
«На сегодняшний день Китай использует одну из самых совершенных «систем по ограничению интернет-контента, запущенную в 1998 году «Золотой щит». За рубежом она больше известна «Великий китайский файрвол». Заработавшая на полную мощность в 2003 г. система базируется на анализе трафика, проходящего через три контрольных международных шлюза: Пекинский, Шанхайский и Гуанчжоуский. Система не только не разрешает доступ к «черному» списку сайтов, блокируя их по IP- или URL-адресам, но и при помощи фильтрации пакетов данных блокирует сайты по ключевым словам, например «Тяньаньмэнь», «Далай-лама» или «права человека». Соответствующие запросы через крупнейшие поисковые системы, в том числе иностранные — Google, Yahoo, Bing, также не дают желаемого результата. Благодаря искажению DNS по запросам URL, содержащим ключевые слова (ими могут быть доменные имена), сайты просто могут «не находиться», — сказал «Гражданским силам.ру» системный администратор одной из российских интернет компаний Андрей Фролов.
Скорее всего, усилия по отключению от мировых ресурсов продолжатся. Но если на этот раз власти будут действовать более избирательно, то, возможно, россияне какое-то время еще не расстанутся с Google и Youtube. А если кардинально поменяют взгляд на ситуацию, то и вовсе не расстанутся.
В принципе, если оставить в стороне все рассуждения об уровне доступности интернета и экономическом прогрессе в перспективе ближайших нескольких лет, ситуация с попыткой блокировки Сети и создание подобия китайского «файрвола», они выглядят абсолютно нежизнеспособными, принимая во внимание фактор Space X и задуманного Илоном Маском проекта Starlink по запуску в 2024 году 11 000 спутников на низкой околоземной орбите для доступа к бесплатному высокоскоростному интернету по всему миру. При этом, по данным сайта computerra.ru, по указанию Минобороны РФ, Московский научно-исследовательский радиотехнический институт разработал систему радиоэлектронной борьбы с сигналами, распространяемыми спутниками типа Iridium, Starlink, OneWeb и др. Глушилки сигналов, предположительно, будут располагаться в Арктике.
Несмотря на это, ресурсы, которые затрачиваются в России сейчас чтобы найти возможность накрыть «железным занавесом» интернет, просто бессмысленны. Поэтому лучше уже сегодня отказаться от этой войны, а сосредоточиться на исправлении ситуации в тех отраслях, в которых Россия за последнее время объективно отстала.
Сергей Путилов