Психолог рассказал о происхождении феномена совести
20 февраля 2021 19:54:00
И объяснил, почему «личная совесть – лучший контролер»
Говорят, что тому живётся легко, у кого совесть чиста. О том, как появляется, развивается и берёт власть в душе человека совесть, рассказал клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский.
Совесть, как считает психолог – это один из важнейших столпов социума при условии, что у каждого его члена она не «спит». Однако, по мнению эксперта, она находится вне сознания человека.
Ссылаясь на историческое перемещение доминанты нашей жизни из биологической сферы в социальную около 50 тысяч лет назад, Валерий Ивановский отметил, что существование человека, занимающего особое место в иерархии живых существ, протекает как будто бы в двух «мирах» — биологическом (природном) и общественном (в социуме). Причём законы первого всегда постоянны, объективны и не зависят от нашей воли, а правила второго «мира» — то есть, законы человеческого общежития, создаются самим обществом. Они постоянно изменяются с развитием социума.
По словам психолога, цели биологической и социальной эволюции противоположны: биологическая эволюция направлена на выживание конкретного индивида, социальная – на выживание общества в целом, при этом жизнь отдельного его члена имеет меньшее значение. Поэтому для нормального существования и развития социума необходима выработка квазиинстинктов – моделей поведения, благодаря которым биологическое в человеке заглушается, а основной доминантой его поведения становится служение обществу. Одной из таких моделей как раз и является совесть.
Шаблоны поведения, как рассказал психолог, закладываются в ещё «чистый» разум человека родителями в сенситивный период (до семи лет). Ребенок воспринимает его без критики, а затем воспроизводит в течение всей своей жизни. Несмотря на вариации шаблона в зависимости от особенностей мировоззрения в каждой семье, базовые этические принципы остаются неизменными. Важная часть этого шаблона — совесть, то есть, психический процесс, вызывающий у человека чувство вины, если он нарушил (или планирует нарушить) принятые в обществе этические нормы.
Часто бывает, что за одного человека за некий общественно порицаемый поступок совесть буквально грызет, а другой, совершивший нечто похожее, совершенно не испытывает нравственных мук. По мнению Валерия Ивановского, так может происходить из-за недостаточной социализации людей: возможно, их социальное мировоззрение не было до конца сформировано в детстве.
Эксперт считает, что счастья и гармонии человек может достичь только в том случае, если он занят делом, которое приносит пользу окружающим: это подтверждают и научные исследования, и психологическая практика. В данном случае именно совесть является единственным и самым верным контролером: служа обществу, человек начнет ощущать радость, удовлетворение. Ну а если индивидуум ведет себя эгоистично, совесть «одаривает» его негативными эмоциями, чувством вины.
По мнению Валерия Ивановского, стяжательство, работа только на материальный достаток приводит многих людей к мировоззренческому тупику. Известны случаи, когда очень богатые люди, пережив этот кризис, начинают всерьез заниматься благотворительностью – то есть, не брать, а отдавать. После этого они живут в гармонии с самим собой и окружающим миром, а главное – в ладу со своей совестью.
Ульяна Меняйло