Психолог Валерий Ивановский рассказал о толковании сновидений

«Гражданские силы»

28 августа 2020 17:11:00

1912

Обычно, когда возникает задача объяснить феномен «вещих снов», она решается одним из двух способов: вещие сны позиционируют как сверхъестественные предзнаменования, либо же объясняют с точки зрения подсознания

Редакция «Московской газеты» побеседовала о данном феномене с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

По мнению эксперта, сновидения — это не что иное, как процесс визуализации наших мыслей во сне. Изначально мышление человека связано с универсальными предметными кодами, внутренними образами, которые мы в своем сознании «опредмечиваем», обозначаем словами. Когда мы бодрствуем, наши мысли облечены в слова, первичным является именно слово, а вслед за ним визуализируется образ. Во сне же человек, наоборот, видит визуальные образы, а проснувшись, их обозначает и «опредмечивает».

Издательство «ПостНаука» пишет: «Показано, что в 30% случаев сновидения воспроизводят ежедневные события жизни человека, в 50% — то, что не происходило, но может происходить в реальной жизни, и лишь 30% сновидений — это особенные фантастические истории с нарушением привычных законов физики, социальных взаимоотношений и причинно-следственных связей. Исследователи сновидений Дэвид Фулкес и Джералд Вогель в 1974 г. заключили: «Наши сновидения по большей части прозаичны и глупы, не давая повода много о них задумываться».

То есть сновидения — тот же процесс мышления, только не от слова к образу (как наяву), а от образа к слову. Но что же такое вещие сны?

Валерий Ивановский объясняет этот феномен следующим образом. Если слово как отражение мысли выполняет функцию стимула, побуждая человека к определенным действиям, то и образ, также находясь в сфере нашего мышления, может воплотиться в реальности.

Еще древнегреческий философ Аристотель в трактате «О предсказаниях во сне» отрицал искусство предсказывать будущее и считал, что сны показывают то, чем мы сильнее всего озабочены.

Иными словами, и слова (наяву), и образы (во сне) являются отражением мыслей, только в первом случае вербализованных, а во втором — нет. То есть сновидение — это процесс видения собственных мыслей. И, наверное, никто не станет отрицать, что своими мыслями мы определяем собственную судьбу, влияем на свое будущее.

Психиатр Карл Густав Юнг, исследуя природу сна, полагал, что многие кризисы в нашей жизни имеют предысторию, поэтому вещее сновидение не является чудом, а лишь предупреждает сновидца о случае, провокатором которого является он сам.

По мнению Валерия Ивановского, когда человеку снятся вещие сны, то он не столько предугадывает, сколько формирует свою будущую реальность, считает эксперт.

Но как тогда объяснить, что одним людям довольно часто снятся вещие сны, а другим — редко или вообще никогда?

Эксперт считает, что в данном случае базовым является понятие осознанности. То есть рефлексирующий, анализирующий и задумывающийся над дальнейшей жизненной траекторией человек видит вещие сны, которые затем становятся вещими в результате его собственной деятельности, чаще, чем человек бессознательный и не задумывающийся о смысле и цели своего существования — к такому выводу приходит Валерий Ивановский.

Это можно экстраполировать и на вещие сны о других людях. Здесь нет магии, есть лишь анализ ситуации: исходя из развивающейся ситуации, наше сознание формирует очевидные выводы. Это мы обычно называем интуицией, или интуитивным предчувствием событий.

Возможно ли в этом случае интерпретировать вещие сны? Психолог отмечает, что толкование снов не имеет никакого резона, поскольку у каждого человека может быть свой личностный смысл одних и тех же слов (мы помним, что образ и слово тесно связаны). Корректный универсальный «сонник» составить просто невозможно. Тогда невозможно и интерпретировать сновидения вне психологического контекста конкретного человека. Однако, заключает Валерий Ивановский, часто повторяющиеся «страшные» сновидения могут свидетельствовать о неврозе навязчивых состояний, и в этом случае имеет смысл обратиться к клиническому психологу, психотерапевту или психиатру.

 

Оксана Чапля
Теги: Психология, Валерий Ивановский, вещие сны