Реально ли в ближайшие годы полностью газифицировать Россию?
15 апреля 2022 11:07:00
Президент РФ Владимир Путин по итогам совещания с правительством о текущей ситуации в нефтегазовой отрасли поручил расширить программу газификации российских регионов. Задача была поставлена в рамках обсуждения новой энергетической стратегии до 2050 г., которую правительство должно разработать до 15 сентября нынешнего года. При этом конкретные параметры расширения программы глава государства не назвал
«Нужно расширить программу газификации российских регионов. Так изменить подход к ее реализации, чтобы распространить ее на максимальное количество субъектов Федерации, населенных пунктов и домовладений. Цели вполне конкретные: везде, где это возможно, газ — либо трубопроводный, или сниженный — должен дойти до потребителя», — заявил Владимир Путин.
Заявления о том, что Россия – мировой лидер по добыче природного газа –должна обеспечить этим топливом своё собственное население, звучат уже не первый год. Ещё в 2007 г. Дмитрий Медведев, на тот момент занимавший должность первого вице-премьера, спрогнозировал, что газификация всей страны может быть реализована за 10 лет. На момент распада СССР газом было обеспечено менее 50% населения России, однако в середине-конце 2000-х расширение доступа россиян к «голубому топливу» действительно шло неплохими темпами. В 2005-2010 гг. уровень газификации вырос с 53 до 63%.
В 2011 году, когда был запущен тогда ещё первый «Северный поток» в Европу, СМИ недоумевали, почему бы не обеспечить газом хотя бы центральную Россию, деревни в сотне километров от столицы.
«Проблему с подключением населённых пунктов к газу на востоке страны ещё можно оправдать тем, что месторождения того региона ещё не освоены, а тянуть трубу от действующих далеко. Но когда десятилетиями не могут подключить сёла, находящиеся в нескольких километрах от работающего газопровода, — это позор! Вопрос решается, но очень медленно», — говорил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Федеральное правительство требовало, чтобы региональные и муниципальные власти брали на себя расходы на подключение отдельных домов и населённых пунктов к магистральным трубопроводам, но многим жителям предлагалось платить за это самостоятельно. Симонов отмечал, что стоимость заведения трубы в дом уже тогда доходила до миллиона рублей, при том, что себестоимость этих работ была в десятки раз меньше. Из-за этого, даже имея газопровод в своём посёлке, люди по финансовым причинам не могли подключить к нему своё домохозяйство.
Впрочем, к настоящему времени ситуация мало изменилась. По данным Общероссийского народного фронта, с 2019 по 2021 год цены за подключение к газу выросли на треть, а в отдельных регионах – в два раза и более. К примеру, в Рязанской области, находящейся в нормальных климатических условиях без вечной мерзлоты и прочих сложностей, за метр прокладки трубы требуется заплатить около 3000 рублей. Стоимость подключения к газопроводу, находящемуся в нескольких сотнях метров, по сообщениям ОНФ порой превышает стоимость самого дома. Поскольку конкретный муниципалитет обслуживается одной газоснабжающей организацией, выбрать исполнителя услуг с наилучшей ценой у жителей не получится. Законы экономики в действии – монополизм влечёт за собой неоправданно высокие цены.
В июне 2021 года был принят закон о социальной газификации, согласно которому для граждан некоторых населённых пунктов подведение трубы к границе участка стало бесплатным. Но, как говорится, есть нюансы. Во-первых, участок должен быть расположен в посёлке, который в целом уже газифицирован, а распределительная сеть должна быть расположена не более чем в 200 м от участка. А во-вторых, за работы по подведению газа от границы участка непосредственно в дом собственник по-прежнему должен платить сам. Опрошенные РБК эксперты оценили такую услугу примерно в 200-300 тысяч рублей. Под действие программы попадают примерно 5 млн россиян.
Что делать жителям населённых пунктов, до которых магистральные газопроводы так и не дошли – вопрос риторический. Придётся ждать дальше? А таких мест в России ещё немало. В 2019 году иркутские СМИ писали, что этот огромный регион по-прежнему безуспешно ждет газа по трубам.
До сих пор не обеспечен газом и отапливается углём город-миллионник Красноярск. В 2021 году в «Газпроме» заявляли, что полностью топливом обеспечены лишь 11 регионов России. В октябре прошлого года низкие темпы газификации констатировал председатель комитета Совета федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Средний показатель по стране составил 71%, а ежегодный прирост не дотягивает и до 1%. При этом на данный момент официально поставлена цель газифицировать всю страну к 2030 году. Лидер правящей партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев в феврале 2021-го призвал коллег активнее искать источники финансирования программы газификации. Свыше 90% населённых пунктов, по словам Медведева, должны быть обеспечены «голубым топливом» к концу 2024-го. Простые математические расчёты, учитывающие темпы газификации за последнее время, показывают, что либо что-то в этой сфере должно стремительно измениться, либо сроки программы в очередной раз придётся сильно сдвигать.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что процесс вряд ли ускорятся, поскольку на последнем этапе остаются самые сложные и дорогие для газификации местности. Эксперт также подметил интересную деталь: темпы газификации были самыми высокими в середине 2000-х годов, когда эта задача ещё не получила статус цели №1 во внутренней энергетической политике государства. В 2006-м «Газпром» по законодательству стал единственной компанией, имеющей право экспортировать газ за рубеж. Решение было принято ради того, чтобы выручку от экспорта централизованно направлять на газификацию собственного населения. Но после введения этой искусственной монополии, как отмечает Танкаев, процесс расширения газотранспортной сети внутри страны резко замедлился. Эффект получился обратным желаемому. Сейчас ситуация тоже довольно парадоксальная. Президент требует расширить программу газификации россиян в тот самый момент, когда Евросоюз, являющийся главным внешним потребителем российского газа, начинает реализацию плана по снижению его закупок. На какие средства в этом случае будет вестись ускоренная газификация, пока неясно.
Алексей Черников