Счётная палата выяснила, почему россияне вынуждены ездить за медпомощью в другие регионы

Счётная палата выяснила, почему россияне вынуждены ездить за медпомощью в другие регионы Фото © «Гражданские силы.ру»

21 ноября 2021 13:24:00

1113

Нет нужных врачей или оборудования, и пациенту приходится ехать для выздоровления в больницы Москвы, Петербурга или Новосибирска. С такой проблемой сталкиваются десятки, если не сотни тысяч наших соотечественников. Теперь эту тему на федеральном уровне подняли аудиторы Счётной палаты, выпустившие соответствующее исследование

Эксперты также предложили возможные пути решения проблемы. Для того, чтобы оценить, насколько часто граждане вынуждены прибегать к услугам медиков не в родном регионе, аудиторы проанализировали статистику межтерриториальных расчётов за 2015-2019 годы. Эти расчёты показывают, сколько денег перечислено между российскими регионами за оказанные их жителям медицинские услуги.

Согласно закону гражданин РФ может получить бесплатную помощь по полису ОМС в любом регионе независимо от того, какой субъект выдал полис. Однако региональные бюджеты на здравоохранение формируются всё же из расчёта количества местного населения и его предполагаемых потребностей. Поэтому за своих уроженцев регион платит сам, где бы тот не лечился. По объёмам денег, перечисляемых на эти нужды из одного региона в другой, и можно сделать выводы, сколько россиян ездят за медпомощью в другие города и области.

Из анализа статистики следует, что чаще всего люди покидают малую родину, чтобы получить высокотехнологичную медпомощь и услуги узких специалистов. Наиболее востребованы такие поездки при онкологических заболеваниях, тяжёлых травмах и сердечно-сосудистых болезнях. Чтобы попасть к квалифицированным онкологам, кардиохирургам, ортопедам или офтальмологам, нередко приходится ехать в другую часть страны. Наиболее сложная ситуация с «выездными» пациентами сложилась в Чечне, Чукотском АО и Вологодской области. Именно эти регионы тратят на лечение своих жителей в других субъектах наибольшую долю из резерва ФОМС.

Наиболее благоприятная обстановка сложилась в Хабаровском крае, Свердловской и Томской областях. Там на оплату внешней медпомощи израсходовали менее 15% годового резерва фондов ОМС.

Ожидаемо неплохие показатели и в Москве – чуть больше 20%, ведь в столице как раз сосредоточены все возможные ресурсы здравоохранения, технологии, специалисты и профильные учреждения.

Есть и ещё один цифровой показатель, по которому можно оценить качество медицины в регионе – разница между теми деньгами, которые потрачены субъектом на лечение своих жителей вне своих пределов, и теми, которые, напротив, перечислены этому субъекту за лечение приезжих. Положительное сальдо сложилось лишь в 13 субъектах федерации. Первая тройка по привлекательности здравоохранения обошлась без сюрпризов – Москва, Петербург и Подмосковье.

Однако в Счётной палате напомнили, что причинами получения медпомощи в других регионах могут не только непосредственные потребности здоровья. Свою роль играет трудовая и иная внутренняя миграция. Очевидно, что, если человек постоянно прописан в одном регионе, а живёт – в другом, он будет лечиться по месту фактического проживания. Особенно велико влияние этого фактора в регионах центральной России. Из соседних Тульской, Владимирской или Рязанской областей многие ездят работать в столицу, где и пользуются местной медициной.

Но качество здравоохранения во многих местностях оставляет желать много лучшего. Аудиторы отмечают, что продолжительное ожидание помощи и невысокое её качество характерно для Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. На такую ситуацию влияет как низкое благосостояние некоторых субъектов, так и география и демография. В восточной части России из-за огромных расстояний и низкой плотности населения в принципе невозможно обеспечить каждого всесторонне развитой медициной в шаговой доступности.

Эксперты предлагают и некоторые меры, призванные улучшить ситуацию в этой сфере. Замглавы Счётной палаты Галина Изотова отмечает, что региональным властям сейчас сложно прогнозировать свои расходы на лечение граждан в других регионах из-за необоснованных различий в тарифах на медпомощь. «Важно обеспечить полноту системы стандартов оказания медицинской помощи, используемых при формировании тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС. Для многих заболеваний, входящих в базовую программу ОМС, до сих пор не разработаны стандарты медицинской помощи, на основе которых определяются объемы медицинских услуг, учитываемые при расчете тарифа. Все это приводит к значительной разнице в подходах к тарифообразованию в субъектах РФ», — указала Изотова, добавив, что тарифная разница приводит к росту задолженности некоторых субъектов по этой категории. Необходимо привести к единому знаменателю объём оказываемой помощи и её стоимость. Это важно не только с бюджетно-финансовой точки зрения, но и непосредственно для охраны здоровья граждан.

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый пояснил, что из-за непредсказуемой конечной стоимости лечения многие лечебные учреждения избегают направлять своих пациентов в другие регионы, даже если есть такая медицинская необходимость. «Если в регионе проводится качественное лечение, то зачем ему ехать куда-то? Но если необходима, например, высокотехнологичная помощь, которой нет по месту жительства, то оставлять такого пациента в регионе смертельно опасно», —подчеркнул сенатор.

Счётная палата призывает принять поправки к закону об ОМС, в которых будут перечислены чёткие основания для направления на лечение в другой субъект федерации, чтобы местные ответственные лица не могли уклоняться от этой обязанности в ущерб здоровью граждан. Также предлагается ввести норму, согласно которой, если человек лечится не по месту постоянной регистрации более полугода, он будет автоматически прикреплён к страховой компании в регионе, где проживает и получает медпомощь. И самое очевидное предложение – регионам следует резервные средства в большей степени направлять на закупку нового оборудования для своих больниц и поликлиник, чтобы поток выезжающих в другие регионы для лечения снижался естественным путём.

Стоит отметить, что данные для аудита Счётная палата взяла за допандемийные годы, когда система здравоохранения работала в штатном режиме. Сейчас все перечисленные проблемы обострились из-за ковидной нагрузки. Поэтому предложения экспертов по изменениям в законодательства и практику оказания медпомощи стали ещё более актуальными.

Алексей Черников
Теги: Счётная палата, медпомощь, регионы