Средства потрачены, перспективы неясны. Как Россия продвигает на внешний рынок истребитель пятого поколения Checkmate
14 ноября 2021 15:47:00
Сегодня на авиашоу в Дубае началась первая международная презентация российского лёгкого тактического истребителя Checkmate. В ходе премьерного зарубежного показа с перспективным однодвигательным самолётом ознакомилась делегация Объединённых Арабских Эмиратов. С российской стороны демонстрацию провели министр промышленности и торговли Денис Мантуров, гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов и глава Объединённой авиастроительной корпорации, разработавшей самолёт, Юрий Слюсарь
Высокопоставленный состав российской делегации сам по себе даёт понять, что для отечественного ВПК событие значимое, что подтвердил и господин Мантуров.
«Это первая презентация на внешних рынках, и это неспроста именно в Эмиратах — мы рассчитываем на этот рынок», — сказал министр.
Надежды на экспортные поставки именно на Ближний Восток озвучил и Сергей Чемезов. Он отметил, что в этом регионе традиционно с уважением относятся к российским военным разработкам и с удовольствием их приобретают. Это действительно так, на примере других видов современной военной техники.
По словам Чемезова, представленный истребитель отличается невысокой стоимостью эксплуатации, малозаметен и хорошо оснащён, что делает самолёт уникальным предложением на рынке. Утверждается, что Checkmate может быть адаптирован к требованиям каждого отдельного заказчика, а внедрённые технологии искусственного интеллекта улучшают управляемость и боевую эффективность самолёта.
Однако в случае с Checkmate всё не так однозначно. Несмотря на заявленные уникальные характеристики иностранных клиентов, желающих купить для своих вооружённых сил новый самолёт, пока, похоже, не нашлось. Американский журнал The National Interest, обычно лояльно отзывающийся о российской оборонке, в начале сентября опубликовал материал с критикой проекта Су-75 Checkmate. Журналисты напомнили, что это пока лишь прототип самолёта, который по планам «Ростеха» будет готов к первому полёту в 2023 году, а в серию пойдёт не раньше 2026-го. У России уже стоит на вооружении один истребитель пятого поколения – Су-57. В финансировании его разработки поучаствовала Индия, но после завершения испытаний она отказалась от использования истребителя, и сейчас он начинает эксплуатироваться лишь в ВКС России.
Инициаторы проекта Checkmate стремились исправить результат Су-57, этот самолёт изначально позиционировался как сугубо экспортный продукт. В начальной комплектации он стоит лишь 25 млн долларов, что для такой техники немного, а также, в отличие от Су-57, Checkmate заказчики могут оснащать под свои нужды. Часть электроники для самолёта позаимствовали у Су-57, однако был разработан новый дизайн. А с момента его показа на авиасалоне МАКС-2021 в подмосковном Жуковском была развёрнута беспрецедентная рекламная кампания, призванная привлечь иностранных клиентов.
Сегодняшний показ в Дубае также вписывается в общую стратегию активного маркетинга, с помощью которой «Ростех» стремится найти покупателей на перспективный истребитель. Потенциальными заказчиками Checkmate изначально назывались Индия, страны юго-восточной Азии, Аргентина и, возможно, африканские государства.
Учитывая, что российский самолёт втрое дешевле своего основного конкурента F-35, его действительно можно считать привлекательным предложением для небогатых стран. Однако и по основным характеристикам, таким как мощность силовой установки и боевая нагрузка, он может уступать американскому истребителю. Между тем, Израиль, являющийся основным противником ближневосточных арабских стран, уже активно оснащает свои ВВС именно F-35, поэтому возможность успешно противостоять этому самолёту для арабских соседей становится ключевой. К тому же спрос сдерживают малая степень готовности Checkmate и отсутствие уверенности в том, что проект будет доведён до конца и в оговорённые сроки. Получается замкнутый круг: российский разработчик, по всей видимости, рассчитывал на зарубежное финансирование уже на текущей стадии проекта, а потенциальные иностранные заказчики ждут запуска самолёта в серийное производство, чтобы принять решение о покупке. Не исключено, что, если Россия решит довести разработку до конца, ей придётся делать это своими силами без чётких гарантий на будущую прибыль. А нашим собственным военным самолёт вряд ли нужен, ведь уже есть схожий Су-57, который необходимо осваивать и приспосабливать к текущим оборонным задачам.
Между тем, американские военные аналитики не считают Су-75 конкурентам не только своему F-35 пятого поколения, но даже западным истребителем предыдущего, четвёртого поколения.
Единственным реальным шансом на успех проекта остаётся внимание со стороны государств Персидского залива, где Checkmate придётся конкурировать с постепенно сходящим со сцены американским F-16. Поэтому, наверное, не зря макет будущего истребителя решили показать именно в ОАЭ. Если план сработает, Су-75 всё-таки сможет не повторить печальную судьбу другой перспективной оборонной разработки, на сей раз наземной – танка Т-14 «Армата». Эту бронемашину также прочили на экспорт в Индию, юго-восточную Азию, Египет и даже Китай. Но на сегодняшний день, по данным ряда СМИ, даже российская армия так и не поставила их на вооружение, и уже кажется, что этот амбициозный проект канет в лету нереализованным.
Пока говорить о плачевной судьбе Checkmate, безусловно, рано. Тем более что у российского ВПК в последние годы есть и примеры успеха. Прямо сегодня, перед началом всё того же авиашоу в Дубае, руководитель федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев сообщил о начале поставок в Индию зенитных систем С-400. Эти же ЗРС закупала и собирается покупать впредь и Турция, являющаяся членом НАТО. Есть образцово-показательная экспортная история и в военной авиации. Разработанный в постсоветское время и до сих пор регулярно модернизируемый Су-30 разошёлся по всему миру более чем в 500 экземплярах и успешно служит в Китае, Индонезии, странах СНГ и т.д.
Российская оборонная промышленность за десятилетия приобрела немало своих постоянных клиентов, и репутация одного из лучших поставщиков высокотехнологичных вооружений может помочь в реализации проекта Checkmate, если, конечно, не будут затянуты сроки разработки и не обнаружится серьёзных инженерных недочётов. Однако, как уже говорилось, средства на доводку самолёта придётся использовать собственные, а перспективы на внешних рынках всё ещё неясны. На один только демонстрационный образец уже ушло свыше $30 миллионов. Возможно, по итогам презентации в ОАЭ появится чуть больше уверенности в будущем Checkmate.
Алексей Черников