Под Новгородом подняли из болота американский истребитель времен войны
30 августа 2018 13:17:51
В Новгородской области поисковики экспедиции «Долина» обнаружили и подняли американский истребитель P-40 Kittyhawk, который разбился в 1943 году.
Об этом сообщает «Российская газета». Хотя к США у нас сейчас отношение в стране, как главному вредителю и вековечному врагу, в действительности поставленная по ленд-лизу в годы Великой отечественной из США боевая техника внесла огромный вклад в победу над общим недругом — нацистской Германией.
В СССР из США и Англии были поставлены тысячи танков, грузовиков, зенитных и артиллерийских орудий, огромное количество продовольствия (вплоть до армейской тушенки). Внесли свой вклад в освобождение нашей родины от «коричневой чумы» и американские истребители P-40 Kittyhawk. Уже установлена личность летчика, воевавшего на американском истребителе.
О том, что самолет лежит в болоте Ястребец в Поддорском районе области, стало известно еще два года назад, однако произвести подъем машины удалось только с 16 по 28 августа нынешнего года. Благодаря номерным агрегатам истребителя удалось установить личность пилота, которым оказался Геннадий Шичков. Самолет, воевавший в составе 46 истребительного полка 239 истребительной дивизии, совершил свой последний полет 5 марта 1943 года. Об интенсивности использования американских машин по защите Новгорода свидетельствует то, что в 2014 году в районе деревни Урочище Федорова в Парфинском районе поисковики уже находили истребитель Kittyhawk, который был сбит 27 февраля 1943 года.
Значение ленд-лиза и в частности боевых истребителей для освобождения СССР от фашистских захватчиков трудно переоценить. Только в первые полгода люфтваффе было уничтожено огромное количество советских самолетов — более 20 000 машин. Возместить оперативно столь ужасающие потери было невозможно, в том числе потому что авиазаводы эвакуировались на восток.
В то же время подавляющее большинство парка советских ВВС составляли устаревшие истребители И-16 и И-152. В результате значительная боевая нагрузка легла на самолеты, поставленные по ленд-лизу, в том числе Р-40 американской фирмы Кёртисс. В Советский Союз за годы войны из-за океана (и частично из Англии) было поставлено около 2200 таких самолетов. Первые машины прибыли в Архангельск уже в октябре 1941 года. По оценке немецкого генерала Вальтера Швабедиссена, появление американских машин на советском фронте, способных противостоять знаменитым «Мессершмитам» стало крайне неприятным сюрпризом для люфтваффе. Весной 1942 г. эти истребители получили эскадрильи полков 258 на Карельском фронте. Примерно в это же время «Киттихауки» вместе с «Харрикейнами» прибыли в полки 122-й дивизии ПВО, прикрывавшей Мурманск. На Северо-Западном фронте на этих истребителях стали летать пилоты 436-го полка ПВО. Поступали они и в морскую авиацию, например, в 7-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота.
«Советские летчики ценили в американских машинах большую дальность полета, живучесть, отменное радио- и приборное оборудование. В умелых руках этот истребитель был грозным противником для асов Геринга», — сказал «Гражданским силам.ру» ветеран войны, штурман Василий Хлопков.
Сергей Путилов