Священная война: в парке «Патриот» к 75-летию Победы построят главный храм Вооруженных сил РФ
05 сентября 2018 11:40:41
Минобороны РФ намерено построить в подмосковном парке «Патриот» главный православный храм вооруженных сил России.
Об этом сообщил на селекторном совещании глава ведомства Сергей Шойгу, передает РИА Новости.
Храм, высота которого достигнет 95 метров, станет третьим после двух других главных соборных «высоток» страны — Храма Христа Спасителя и Исакиевского собора. С тем лишь отличием, что церковь будет преимущественно предназначена для посещения военных.
По словам замминистра обороны Андрея Картаполова, храм должен стать «олицетворением исторического единства армии, народа и церкви». Как рассказал генерал-полковник, престолы посвятят небесным покровителям различных родов войск: святому благоверному князю Александру Невскому — покровителю Сухопутных войск, святому пророку Божию Илии — покровителю ВКС и ВДВ, святому апостолу Андрею Первозванному — покровителю ВМФ и святой великомученице Варваре — покровительнице РВСН.
Понятно, что библейские персонажи и святые никакого отношения к российской армии не имеют. Разве что колесницу пророка Ильи можно издали принять за стратегический бомбардировщик. Так же случайно выбрана и покровительница ядерных сил страны, образование которых совпало с празднованием дня этой святой. Не говоря уже об Андрее Первозванном, единственное отношение которого к морским делам было лишь то, что он совершил путешествие по Черному морю для просвещения северных народов. Однако эти библейско-исторические курьезы не способны раскрыть главной проблемы, которую ставит перед верующим человеком служба в армии. Не говоря уже о том, чтобы превращать место служения Господу в памятник войне. Не склонное к долгим догматическим изысканиям Минобороны уже поспешило запустить отдельную страничку, посвященную храму, и даже опубликовало короткий ролик с трехмерной моделью здания темно-зеленого защитного цвета.
В последние годы государство вполне предельно озаботилось тем что называется на казенно-армейском языке «удовлетворением религиозных потребностей военнослужащих Вооруженных Сил РФ». Уже восьмой год, как в армии воссоздан забытый с царских времен институт военного духовенства. Создан специальный орган в структуре Главного Управления по работе с личным составом МО РФ — Управление по работе с верующими военнослужащими. Командиры воинских подразделений все чаще в разработке распорядка дня учитывают религиозный фактор и выделяют верующим военнослужащим определенное количество времени «для удовлетворения религиозных нужд». На территории воинских частей открываются молельные комнаты, часовни. Не забыты потребности и в походных условиях. В качестве импровизированных храмов используются палатки УСТ—56М или М—30, которые можно было заметить и в ходе войны в Чечне, и в Югославии, и в Сирии. Однако наиболее экзотичен авиадесантируемый православный храм для ВДВ, который включает палатку со специальной небьющейся церковной утварью и прицеп. Общий вес конструкции, сбрасываемой с самолета, превышает тонну и десантируется при помощи специальной парашютной платформы. Нашли применение в ВС РФ и буксируемые по суше походные церкви, базирующиеся на грузовиках «КамАЗ» и «Урал». Под храмы приспосабливаются даже прицепы. Так что создание самого главного армейского храма было лишь дело времени. Несомненно, что воплощение этой затеи потребует огромных средств и времени, получит широкое освещение в официальных СМИ. Но за всей этой парадной шумихой остается закамуфлированным главное противоречие, которое пока остается неразрешенным: дозволительно ли христианам вообще служить в армии?
Полковое священство и лозунги вроде «За Бога, царя и отечество» появились на Руси давным-давно, главный вопрос по сей день остается неразрешенным. Хотя официальная Церковь будь то сейчас или во времена Льва Толстого, усердно внушает служивым, что умереть за Отечество и уничтожить как можно больше врагов это есть высшая форма христианского служения, Священное Писание свидетельствует об обратном. Достаточно открыть Евангелие: «...не противься злому» (Мтф. 5:39), «Ударившему тебя по правой щеке подставь другую» (Лк. 6:29), «...возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мтф. 26:52), «Не убивай» (Исх. 20:13). Известно, что первые христиане, то есть верующие, жившие гораздо ближе по времени к Иисусу, чем мы, были принципиальными противниками службы в армии. Римские воины целыми легионами оставляли службу, становясь христианами и ради соблюдения заповеди «не убий». За что подвергались жестоки наказаниям и казням.
«Жизнь апостолов Иисуса Христа также свидетельствуют о том, что все они были пацифистами и стремились исполнить миротворческие заповеди своего Учителя. Речь идет не о «миротворчестве» в своевременном понимании, когда вооруженные до зубов люди стреляют во все, что движется, а об уповании на волю Бога, вместо собственной. Яркий пример тому — мученическая смерть Стефана, по примеру Христа, молящегося за своих убийц, а не проклинающего или сражающегося с ними. В этой связи можно вспомнить и христиан-воинов, отказавшихся от оружия. В 202—203 гг. в Африке погиб мученической смертью солдат по имени Василид. В третье веке в Танжере был замучен ещё один христианский праведник, заявивший о своих пацифистских убеждениях. В правление Диоклетиана в Мавритании центурион Марцелл не только отказался принести жертву императору и языческим богам, но и прямо заявил о своих антивоенных убеждениях: «Не должно сражаться за бренную суету христианину — человеку, являющемуся божьим воином». Вслед за своим начальником отказался от военной службы и его подчиненный Кассиан. Их обоих казнили. Примерно в то же время отказался от несения воинской службы новобранец Максимилиан, заявивший свои командира, что христианину не приличествует брать в руки меч, вложить который в ножны от апостола потребовал сам Иисус», — сказал «Гражданским силам.ру» директор библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.
О том, что христианство первых веков было исключительно пацифистским свидетельствуют труды большинства «отцов Церкви», живших в I—IV веках. В том числе Ипполита Римского, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена, Киприана Карфагенского и Лактанция. Лишь после объявления христианства официальной религией начался процесс срастания Церкви с государством и, соответственно, постепенного дезавуирования пацифистских заповедей Иисуса, которые оказались несовместимы с имперской практикой Византии. Не преодолена эта сомнительная «симфония» и по сей день.
Сергей Путилов