Тотальная роботизация российской экономики приведет к социальному взрыву?
22 октября 2019 20:28:37
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал соотечественников готовиться к «серьезной переквалификации» в связи с грядущей роботизацией труда. «Низкоквалифицированный труд в конечном счете должен отходить к роботам», — добавил премьер
По мнению специалистов это, не значит, что роботы будут только подметать улицы или работать грузчиками. По оценке РАНХиГС, к 2030 году благодаря роботизации навыки 45,5% работников в России окажутся ненужными и работникам, придется либо уйти с рынка труда, либо переобучаться. «Рискам цифровизации и автоматизации» будут подвержены 20,1 млн человек, сообщают исследователи.
«Понятно, что сейчас уже много роботов. В мире работает порядка 2,5 млн роботов. Но в основном это в отдельных странах, которые сделали для себя выбор и которые к этому технологически и финансово готовы: это Корея, Германия, Сингапур», — сказал Медведев на пленарной сессии форума «Открытые инновации».
«Уровень занятости в этих странах высокий, но тем не менее мы все равно должны готовиться к серьезной переквалификации людей, — считает Медведев. — Надо учить специалистов, которые способны работать с технологиями автоматизации, с роботами».
По мнению экспертов РАНХиГС, через десять лет роботам можно будет поручить большую часть работы в гостиничном и ресторанном бизнесе (лишится работы здесь рискуют 73% занятых), обрабатывающих производствах (60%), сельском и лесном хозяйстве (58%), розничной торговле (53%) и добыче полезных ископаемых (51%). Таким образом, из-за роботизации и цифровизации в обозримом будущем лишатся работы огромные массы россиян. С другой стороны, наша отсталость, большая доля дешевого физического труда (в частности гастарбайтеров) пока делают нерентабельными проекты по тотальной роботизации экономики. Однако прогресс все равно не остановить. Медведев говорит о необходимости переучивания трудящихся, но ведь поменять профессию и научиться чему-то новому для многих порой бывает крайне сложно. Как быть с людьми, которые не найдут свое место в новой цифровой реальности? Не грозит ли это социальным взрывом?
«Ключевой козырь капитализма — эффективность производства, и если с работой будет справляется робот, который становится ещё и дешевле человека, то выбор капиталиста очевиден. Постепенное вытеснение людей роботами из тех видов деятельности, которые можно автоматизировать, — неизбежно. При этом скорость замены людей роботами будет определяться не только стоимостью роботов и людей, но и размерами рынков, и желанием собственников окупить вложения в технологии предыдущих поколений. Основные сдвиги, конечно, начнутся там, где очень много работников выполняет одинаковую работу. Но процесс не будет быстрым. Робот не может просто сесть на место человека и начать выполнять его работу — потребуется значительная модернизация всего предприятия. Поэтому пока собственники не получат ожидаемый возврат на инвестиции, сделанные ранее, на революционную трансформацию они не пойдут. Однако горизонты вложений сегодня редко превышают 10-15 лет, а значит, собственники вполне могут начинать готовиться к радикальным переменам в 2030-2035 гг., о которых и говорит премьер. Как быть с людьми, которые не найдут свое место в новой цифровой реальности? Не грозит ли это социальным взрывом? В принципе, нельзя исключить сценария, когда пара тысяч собственников будет владеть миллионами роботов, в том числе роботами-солдатами и полицейскими, и короткий социальный взрыв закончится мирной жизнью основной массы населения в относительно благоустроенных резервациях. На Западе сейчас проблема активно обсуждается, и в качестве одного из вариантов решения продвигается так называемый «безусловный базовый доход» — своего рода пенсия, размером около 800 долларов, которую гражданам благополучных государств будут платить с самого рождения. Пока что эксперименты с переводом небольших городов на безусловный доход, приостановлены, однако и проблема с роботами ещё не стоит остро. Разумеется, звучат и возражения, в том числе и том, что система будет подозрительно напоминать коммунизм и демотивировать работников — однако мотивировать людей и не придётся, работать-то будут роботы. А люди будут заниматься творческими и благотворительными проектами, наукой и искусством, изобретать, служить волонтёрами, так что разгула роботов полицейских ожидать не стоит. Правда, речь идёт обычно лишь о населении наиболее богатых и развитых стран, а вопрос о том, что будет с остальными пока ждёт своих исследователей», — сказал «Гражданским силам.ру» Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ».
Эксперты отмечают, что до тотального засилья роботов дело дойдет очень нескоро.
«О каком засилье роботов можно говорить, если рабочие места сейчас заняты? Официально в России низкая безработица. Но причиной этого во многом является то, что велико количество предприятий и производств, где присутствует масса рабочих мест с неполной занятостью. Это создает иллюзию трудоустройства. Как правило, эти предприятия или градообразующие, или относящиеся к оборонному сектору. Что с этими рабочими местами будет к 2030 году, сказать сложно: они могут остаться, потому что людей просто некуда деть, или закрыться одномоментно и «выбросить» на рынок труда миллионы не готовых к переобучению россиян. Что касается самой переквалификации, то эти институты работают уже сейчас, но учат неперспективным вещам, которыми сложно прокормиться впоследствии. Профессия граждан, при условии наступления роботов на рабочие места, должна носить максимально прикладной характер. Иначе, естественно, рано или поздно грянет социальный взрыв», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Сергей Путилов