Угрожает ли судьба Facebook и Instagram отечественным соцсетям?

Угрожает ли судьба Facebook и Instagram отечественным соцсетям? Фото © «Гражданские силы.ру»

20 марта 2022 17:06:00

9168

Британская газета Telegraph сообщила, что правительственный орган Великобритании, отвечающий за распространение информации, якобы покупает рекламу в российской соцсети «ВКонтакте», чтобы таким способом доносить до ее аудитории позицию Соединенного королевства по ситуации в Украине

По данным издания, этим занимается Центр правительственной информации, созданный в феврале для противодействия фейкам и пропаганде. Среди примеров материалов, продвигаемых этой структурой в том числе в российском информпространстве, называется видеообращение премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона к гражданам РФ.

Британские чиновники, по сведениям Telegraph, считают продвижение информации через российские соцсети более эффективным инструментом влияния на взгляды россиян.

«Эта тактика означает, что материалы, подобные выступлению Джонсона, могут увидеть на своих ноутбуках, планшетах или смартфонах люди, которым бы «не пришло в голову искать информацию о мнении британского правительства», – отмечает газета.

В самом VK на запрос РБК по данной теме пока не ответили. Однако само появление подобных сообщений показывает, что информационное противостояние может быть перенесено на отечественное медиаполе, приняв системный характер, когда противоположные точки зрения будут транслироваться не отдельными пользователями, а профессиональными организациями. Вернее, такая возможность точно существовала бы, но серьезным препятствием становится обновленное в последние недели российское законодательство.

Напомним, с начала марта в РФ действует закон об уголовной ответственности за дискредитацию вооружённых сил РФ. Таковой признаётся публичная информация, распространяющая заведомо ложную информацию об использовании ВС в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания мира и безопасности. За распространение подобных сведений уже попали под блокировку десятки СМИ. Также решительность властей в борьбе за информационное единообразие подтверждается блокировкой двух крайне популярных соцсетей – Facebook и Instagram, которыми пользовались десятки миллионов россиян. При этом «ВКонтакте» принадлежит российским владельцам и в основном ориентирована на аудиторию в нашей стране, поэтому крайне сомнительно, чтобы администрация соцсети позволила британской рекламе беспрепятственно распространяться на своей платформе, а себе – открыто получать за это деньги. Иначе недалек был бы тот час, когда государство подвергло ограничениям и эту соцсеть.

«ВКонтакте» уже блокирует страницы пользователей и сообществ по требованию Генпрокуратуры за «размещение заведомо ложной информации»; при этом в пресс-службе подтверждают что вынуждены это делать, иначе будет ограничен доступ ко всей платформе. Таким образом, угроза блокировки в том числе и отечественных соцсетей вполне реальна. Как показывает практика, «ВКонтакте» готова исполнять требования российских властей, в отличие от западных сервисов, которые после начала спецоперации заняли принципиально противоположную позицию. Но риск заключается в том, что в огромном объеме информации модераторы физически не всегда могут успеть обнаружить и удалить запрещенные в РФ сведения.

О штрафах за неудаление запрещенной информации в адрес Facebook и других зарубежных платформ широко известно, но подобному наказанию подвергалась и VK. В прошлом году соцсеть неоднократно штрафовали  за неудаление запрещенной информации, в том числе касавшейся призывов к несанкционированным митингам. Компания даже выражала несогласие с этими судебными решениями, заявляя, что «приговор в очередной раз демонстрирует правоприменительную практику по привлечению соцсетей к ответственности и свидетельствует об ужесточении регулирования интернета».

Сейчас, когда на смену небольшим штрафам пришли стремительные блокировки даже самых популярных сервисов, спорить в ВК вряд ли станут, но вот проблема быстрого поиска и удаления постов, содержащих в себе информацию, признанную российскими властями запрещённой, никуда не делась. Предложения принять ограничительные меры в отношении многих соцсетей, в том числе ВК и «Одноклассников» звучали еще в 2014-м, когда противостояние с западным миром только вступило в острую фазу. Тогда авторы инициативы обосновывали ее беспокойством за сохранность личных данных россиян, поскольку серверы крупных платформ расположены за пределами территории России. Впоследствии количество претензий власти к интернет-сервисам росло, а риск блокировок увеличивался, наконец, дойдя до реального отключения россиян от популярных платформ.

Однако какие-то крупные онлайн-сервисы для общения, блогов и бизнеса россиянам все же нужны. Поэтому сейчас никаких заявлений от госорганов, угрожающих ограничениями отечественным соцсетям, не звучит. Более того, «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram переживают взлет аудитории и активности пользователей, переходящих туда из заблокированных соцсетей. Вынуждены перестраивать свою жизнь предприниматели, блогеры-миллионники и многие другие люди, чья жизнь в значительной степени зависит от социальных сетей. Вряд ли в интересах государства совсем лишать столь многочисленную группу граждан доступа к подобным сервисам. Но полностью исключать такой исход все же нельзя – события сейчас развиваются стремительно и порой по неожиданной траектории. Еще недавно большинство экспертов не ожидали и реальных блокировок Facebook и Instagram, хотя формальные основания для этого существовали уже не один год. Так, директор института исследований интернета Карен Казарян полагал, что намерения реально блокировать крупные соцсети у российского руководства нет, но теперь полная блокировка все же произошла.

При этом современный интернет устроен так, что фраза «полная блокировка» вовсе не означает, что россияне действительно потеряли доступ к своим любимым соцсетям и не имеют никаких возможностей ими пользоваться. Такие возможности есть, и их немало. Все большее число пользователей осваивают VPN-сервисы, позволяющие обходить блокировки, действующие в отдельных странах.

Компания Mediascope провела исследование изменений в количестве аудитории западных соцсетей после их блокировки в РФ. Для IT-специалистов выводы не стали неожиданными – этими платформами продолжают пользоваться миллионы россиян. Число пользователей, конечно, снизилось, однако это снижение нельзя назвать чрезмерно сильным. До официальной блокировки Facebook ежедневно пользовались до 9,6 млн наших сограждан, а Instagram – до 49 млн. После ограничения доступа число пользователей из России сократилось до 5-7 млн и до примерно 34 млн человек соответственно. Логично предположить, что чем больше привычных платформ будет блокироваться, тем больше интернет-пользователей начнут осваивать способы обхода блокировок. Даже в Китае, где жесткие регулировки всемирной сети действуют десятилетиями, многие пользователи находят способы для обхода ограничений, не говоря уж о России, где традиция свободного интернета гораздо более сильна.

Однако неудобства от блокировок западных соцсетей в нашей стране испытывают даже не столько рядовые пользователи, сколько бизнес и креативный класс, обеспечивающие определенный вклад в экономику. Предпринимателям придется переходить на российские платформы даже несмотря на то, что сохранить доступ к зарубежным сервисам по-прежнему можно. Аудитория того же Instagram теперь станет нестабильной и менее предсказуемой, поскольку доступ к платформе станет не таким простым и очевидным. «Рекламодатели, которые работали с блогерами на платформе, не будут понимать, сколько у них осталось «живых» подписчиков, то есть активных людей. А если они не понимают, каков охват аудитории, то не могут сформировать оплату за работу. Из-за этого у профессионального сообщества остается все меньше стимула поддерживать свои Instagram-аккаунты», – объясняет директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

На фоне множества других экономических сложностей у властей не будет стимула еще больше затруднять коммерческую онлайн-деятельность при условии, что администрации отечественных соцсетей останутся столь же договороспособными в плане регулирования информации. Скорее всего, даже при невозможности обеспечить абсолютную стерильность содержания российских соцсетей они останутся в легальном поле, поскольку такой компромисс сейчас отвечает интересам всех сторон – власти, бизнеса и российского общества. Лишним подтверждением такой более-менее позитивной перспективы можно считать отношение официальных властей к Telegram. Этот мессенджер несколько лет был заблокирован, однако сейчас блокировка с него снята. Более того, министерство цифрового развития рекомендует госорганам переносить в этот мессенджер свои официальные каналы.

Такая благосклонность к Telegram проявлена несмотря на то, что в этом же сервисе ведут свои каналы российские и зарубежные СМИ, чья работа в России запрещена, и, соответственно, там размещается самая разная альтернативная информация. Видимо, тотальной зачистки онлайн-пространства сейчас ожидать не стоит, и всех популярных соцсетей нас все же не лишат.

Алексей Черников
Теги: Facebook, Instagram, соцсети, Россия