В Госдуме снова заговорили о сокращенной рабочей неделе: смогут ли россияне больше отдыхать и не потерять в деньгах?

В Госдуме снова заговорили о сокращенной рабочей неделе: смогут ли россияне больше отдыхать и не потерять в деньгах? pixabay

07 мая 2022 20:20:00

1777

Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов выразил уверенность, что россиянам в перспективе предстоит больше отдыхать и меньше работать, поскольку, по мнению парламентария, к этому ведут объективные тенденции развития экономики

Такими соображениями Нилов поделился в своём Telegram-канале. Он поддержал идею законодательно прибавить к нынешнему 28-дневному стандартному отпуску ещё неделю, добавив, что в дальнейшем увеличение свободного времени работников обеспечит сам рынок. Нилов отметил, что в будущем предприятия ряда отраслей могут счесть целесообразным переход на четырёхдневную рабочую неделю и, таким образом, самостоятельно, без предписаний от государства, увеличат продолжительность выходных и отпусков своих сотрудников. «Но это, напомню, процесс небыстрый, естественно-эволюционный, а потому в излишнем законодательном давлении и регулировании совершенно не нуждающийся. Постепенно идём к тому, чтобы отдыха было больше, а работы – меньше», — заключил политик.

Сообщение появилось в связи с недавней законодательной инициативой ЛДПР, которую озвучил врио главы фракции Леонид Слуцкий. Либерал-демократы предлагают внести изменения в трудовое законодательство, согласно которым ежегодный оплачиваемый отпуск будет составлять 35 дней вместо нынешних 28. Авторы проекта уверены, что такие коррективы благотворно скажутся на работоспособности и общем состоянии граждан. Председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что поддерживает такое нововведение, если его примет парламент.

Однако у многих экспертов инициатива, а также время её внесения, вызвали вопросы. Специалисты полагают, что в условиях экономического кризиса и падения многих производств возлагать на предприятия дополнительную социальную нагрузку неуместно.

«Экономическое положение многих наших предприятий на данный момент достаточно сложное. И еще предоставлять какие-то дополнительные социальные гарантии для работников, мне кажется, мягко говоря, не совсем разумно», — подчеркнул руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.

Эксперт отметил, что сейчас количество выходных, включая государственные праздники, оптимально для текущих экономических реалий – снижать это количество не следует, но и увеличивать также нецелесообразно, поскольку это негативно отразится на экономической активности.

Между тем, дискуссия об увеличении продолжительности отпуска тесно связана с концепцией 4-дневной рабочей недели, которую также упоминал Ярослав Нилов и которую поддерживают некоторые представители высшего российского руководства. О перспективах четырёхдневки ещё в 2019 году заговорил нынешний зампред Совета безопасности, а тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Он утверждал, что из-за хронической усталости производительность труда россиян падает, а в современном мире работодатели вынуждены всё больше учитывать интересы сотрудников, поэтому будущее за 4-дневной рабочей неделей. Теперь в связи с предложением ЛДПР об увеличении ежегодного отпуска активизировались и разговоры про четырёхдневку. Депутат Нилов считает, что законодательно её вводить не нужно, но это в обозримом будущем сделает сам рынок. Большинство экономистов такой оптимизм не разделяют. Доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников выразил уверенность, что сами предприятия при нынешней модели экономики рабочую неделю сокращать точно не будут, для них в этом нет никакого смысла. Если же такое нововведение принять в обязательном порядке, то неизбежно наступит пропорциональное снижение зарплат, либо последует волна разорений бизнеса и сокращений сотрудников. Причём сейчас для фактического снижения зарплаты даже необязательно уменьшать её номинальный размер, при 20-процентной инфляции достаточно просто не индексировать доход какое-то время, и в реальном выражении он ощутимо упадёт.

«Все валится, поэтому предлагают абы что. А еще, чтобы отвлечь от насущных забот. Это про что угодно, только не про экономику», — прокомментировал предложения о 4-дневной рабочей неделе директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. Эксперт подчеркнул, что сокращение недели на один рабочий день вовсе не означает, что сотрудники будут выполнять тот же объём работы за меньшее время, продуктивность труда сократиться на ту же пятую часть, что и рабочее время. Прогнозируемый итог тот же – сокращение зарплат.

Но сторонники четырёхдневки во властных кругах считают, что зарплаты можно и не сокращать. Зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев в конце января заявил, что переход на сокращённую рабочую неделю не должен сопровождаться снижением оплаты труда.

Кстати, сами россияне тоже испытывают немалый скепсис по поводу сокращений рабочего времени. Ещё в докризисном 2019-м, сразу после первых заявлений Медведева про четырёхдневку, ВЦИОМ провёл опрос об отношении граждан к такому новшеству. Почти половина, 48% респондентов отнеслись к инициативе отрицательно, и только 29% — позитивно. Эксперты и тогда отмечали, что работники не ждут от сокращения трудовой недели ничего, кроме снижения зарплат. Можно вспомнить опыт некоторых стран, где люди по времени работают гораздо меньше – 29-34 часа в неделю, как в Нидерландах, Норвегии, Дании или Австралии.

Профессор кафедры управления персоналом Финансового университета Александр Сафонов отмечает, что при росте производительности на 20-25% в России четырёхдневка тоже вполне имела бы право на существование. Но вот как обеспечить такой рост производительности труда – большой вопрос. «Такие темпы роста предполагают очень серьезную технологическую революцию и оснащенность рабочих мест», — пояснил Сафонов. А с высокими технологиями у нас как раз вопросы. Из-за санкций под угрозой оказалось даже производство стратегически важных процессоров «Байкал» и «Эльбрус».

Таким образом, о любом сокращении рабочего времени без ущерба для экономики можно забыть по крайней мере до тех пор, пока экономическая ситуация не стабилизируется, а международные связи, а также импорт технологий, не восстановятся. Тогда можно будет заняться реальным повышением производительности труда россиян за счёт применения инноваций в разных отраслях. Если же цели подобных законопроектов сугубо популистские, то стоит готовится к вполне конкретным финансовым потерям. Законы экономики обойти вряд ли получится.

Алексей Черников
Теги: Госдума, работа, выходные, отдых