В Кронштадте откроют музей-кабинет в честь изобретателя радио Попова

Фото из открытых источников

28 апреля 2018 18:35:03

4363

Музей-кабинет изобретателя Александра Попова откроют в Кронштадте.

Об этом сообщили в пресс-службе районной администрации, передает kp.ru.  

Как заявил глава администрации Олег Довганюк, достигнута договоренность с Центральным военно-морским музеем (ЦВММ) об открытии экспозиции музея-кабинета А. С. Попова на базе помещений ЦВММ, расположенных в Итальянском дворце Кронштадта. В ее состав войдут научные приборы, принадлежавшие изобретателю радио, ранее находившиеся в здании кронштадтского учебного центра ВМФ и ранее недоступные широкому кругу граждан.

В Петербурге, при этом, уже есть два музея имени изобретателя — Мемориальный музей на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, где работал физик, и один из старейших научно-технических музеев мира — Центральный музей связи имени А. С. Попова. Произойдет это в преддверии Дня радио, который отмечается у нас в стране 7 мая. Приурочен он к заседанию Русского физико-химического общества в Петербурге 25 апреля (7 мая) 1895 года, когда А. С. Попов продемонстрировал, как указано в протоколе заседания, «прибор, предназначенный для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве».

В СССР с 1945 года 7 мая стали отмечать как День радио.

О том, что любые попытки той или иной страны приписать себе лавры первооткрывателей различных изобретений, изменивших облик цивилизации обречены на конфуз, прекрасно иллюстрирует история с первым «создателем радио» Поповым. В наши дни, когда страна «поднимается с колен», а патриотизм зашкаливает, для россиян стало едва ли не национальным видом спорта любые мало-мальски значимые изобретения человечества приписывать «русскому гению».

Сегодня СМИ сообщили о том, что якобы американский малозаметный самолет пятого поколения F-35 был скопирован с советского самолета вертикального взлета и посадки Як-141 семидесятых годов. О том, что и в США и в Великобритании уже тогда был опыт создания подобных машин, почему-то не упоминается ни слова. При этом, в отличие от нашего Як-141, иностранные конкуренты не только не были сняты с вооружения, а даже применялись в военных конфликтах. В частности, английский «Харриер» успешно показал себя во время войны между Англией и Аргентиной за Фолклендские острова. Однако, как еще можно было бы оправдать наше отставание в оснащении армии самолетами пятого поколения на многие годы от развитых стран?

Если спросить русского, европейца и американца, кто изобрел беспроводной способ связи, ответы будут у каждого свои. В Европе скажут, что это был Маркони. В США ответят, что «самой собой» Эдисон, и еще — Тесла. В России же верят, что эта честь принадлежит Попову. 

Спор о том, кто первым на планете изобрел радио продолжается уже больше ста лет. 14 мая 1885 года за десять лет до знаменитой демонстрации первого в мире радиоприемника А.С. Поповым Эдисон подал заявку для получения патента на «передачу без проводов сигналов азбуки Морзе». Кстати, в 1903 Эдисон, стремясь поддержать предприимчивого Маркони в его стремлении проникнуть со своим изобретением на американский рынок, продал ему этот казавшийся тогда «незначительным» свой патент. Однако этот корыстно-благородный поступок Эдисона не помог Маркони заявить о себе в США как об изобретателе радио. После длительной тяжбы в Верховном суде США был признан изобретателем радио Тесла. История Попова в очередной раз показывает, что изобретения рожденные «русским гением», как правило, оказываются невостребованными в нашей стране. Или в лучшем случае, о них вспоминают, только когда аналогичные открытия уже начинают активно внедряться за рубежом.

Изобретение приборов беспроводной связи было подготовлено долгими и мучительными научными поисками, которые велись в разных странах. Независимо от того, кто сделал первый приемник, речь может идти не об изобретении как таковом, а об использовании опыта предшественников. Процесс появления радио растянулся почти на столетие. Еще в 1820 году датский учёный, физик Ганс Кристиан Эрстед продемонстрировал, что провод с током отклоняет намагниченную стрелку компаса. В середине того же века английский физик Джеймс Кларк Максвелл создал теорию электромагнитного поля. В 1866 американец Малон Лумис заявил о том, что открыл способ беспроволочной связи. Связь осуществлялась при помощи двух электрических проводов, поднятых двумя воздушными змеями: один из них (с размыкателем) был антенной радиопередатчика, второй — антенной радиоприёмника. При размыкании от земли цепи одного провода — отклонялась стрелка гальванометра в цепи другого провода. В 1886 году немецкий физик Генрих Рудольф Герц доказал, что быстрые изменения электрического тока могут быть спроецированы в пространство в виде радиоволн, подобных свету и теплу. Однако, для того, чтобы научиться использовать эти достижения практически изобретателям пришлось изрядно поломать голову.

7 мая 1895 на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге Александр Степанович Попов читает лекцию «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», на которой показывает опыты c электромагнитными сигналами. Отличительной особенностью прибора Попова был молоточек, встряхивавший когерер (трубку Бранли), который работал не от часового механизма, как ранее, а от самого принимаемого радиоимпульса. В том же месяце прибор был приспособлен для улавливания атмосферных электромагнитных волн на метеостанции Лесного института. Прибор назвали «грозоотметчиком». Тем не менее, хотя последний и действительно работал с радиоволнами, превратить его в радио, то есть как средство связи почему-то сразу ни у кого в России не возникло идеи. Это сделал итальянский инженер Гульермо Маркони. Последний на Западе считается создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии).

Маркони подал заявку на изобретение 2 июня 1896 года.

В России это сопровождается прямыми или косвенными обвинениями Маркони в плагиате: предполагается, что его работы 1895 года нигде не были отражены. Маркони позже утверждал, что послал беспроводной сигнал из своего сада в поле на расстояние 3 км. Тогда же он предложил использование беспроводной связи министерству почты и телеграфа, но получил отказ. В начале 1896 года итальянец приехал в Великобританию, где публично продемонстрировал свой аппарат: с помощью азбуки Морзе передал сигнал с крыши лондонского почтамта в другое здание на расстояние 1,5 км. Заочная гонка между изобретателями набирала обороты. 24 апреля 1897 Попов на заседании Русского физико-химического общества, используя вибратор Герца и приёмник собственной конструкции, передаёт на расстояние 250 м. первую в России радиограмму: «Генрих Герц». Легко заметить, что дальность передач Маркони была значительно большей. 2 июля 1897 Маркони получает британский патент № 12039 «Усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов в передающем аппарате». При этом, в общих чертах приёмник Маркони воспроизводил приёмник Попова, но с некоторыми существенными усовершенствованиями. Наконец, практическая ценность итальянского оборудования заключалась в том, что приёмник был изначально подключён к телеграфному аппарату, а передатчик соединён с ключом Морзе, что и сделало возможным радиотелеграфическую связь в современном понимании. 3 марта 1899 — радиосвязь впервые в мире была успешно использована в морской спасательной операции: с помощью радиотелеграфа спасены команда и пассажиры потерпевшего кораблекрушение парохода «Масенс».

В России не сразу, с некоторым отставанием от Запада, оценили огромный потенциал радиосвязи. При этом, как вводится первыми выгоду от «русского гения» извлекли предприимчивые иностранцы. В конце 1898 году Эжен Дюкретэ (Париж) приступает к мелкосерийному выпуску приёмников системы Попова. Согласно мемуарам Дюкретэ, чертежи устройств он получил от А. С. Попова, благодаря интенсивной почтовой переписке. В том же году Маркони открывает первый «завод беспроволочного телеграфа» в Челмсфорде, Англия, на котором работают несколько десятков человек. В 1900 году радиотелеграф был впервые успешно применен в морской спасательной операции в России. Под руководством Попова была построена радиостанция на о. Готланд, пославшая за 25 километров петербургское адмиралтейство сообщение о том, что броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» сел на мель. При этом, приборы, применявшиеся в спасательной операции, были изготовлены в мастерских француза Эжена Дюкретэ. Вскоре начинается победоносное шествие радио по всей плане, а дальность передач достигает тысяч километров.

В СССР изобретение радио Поповым было канонизировано, и праздновалось ежегодно 7 мая. В 1921 году СНК РСФСР постановил (по предложению проф. В. П. Вологдина на первом Всероссийском Радиотехническом съезде в Нижнем Новгороде) обеспечить семью А. С. Попова пожизненным вспомоществованием. Однако, лучшей данью изобретателю, пожалуй, стало создание в 1929 году самой в мире радиостанции ВЦСПС мощностью 100 квт на сороковом километре от Москвы в районе современного поселка Чкаловский.

«Приглашенные немецкие специалисты не смогли справиться с задачей создать радиоцентр требуемой мощности. Тогда за дело взялся радиоинженер Минц, сконструировавший радиопередатчик полностью из отечественных деталей. Тогда импортозамещались не на словах, а на деле», — сказал «Гражданским силам.ру» щелковский краевед Георгий Ровенский.

Впрочем, в тридцатые годы это не уберегло его от сталинских репрессий. Но это уже другая история.

Сергей Путилов
Теги: Кронштадт, радио, Александр Попов