В России хотят запретить устанавливать траурные знаки вдоль дорог

В России хотят запретить устанавливать траурные знаки вдоль дорог Фото: SMOLMOTOR

20 октября 2020 12:18:00

1632

Авторы инициативы считают, что дороги, водоемы и другие места гибели людей не должны быть местами скорби

На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) появилось предложение запретить на законодательном уровне устанавливать кенотафы — могильные надгробия, кресты и венки, вдоль дорог на месте ДТП. Родственники и (или) друзья обычно устанавливают их в знак памяти о том, что кто-то ушел из жизни трагическим образом именно здесь. Сами погибшие при этом захоронены, как и положено, на кладбище.

«Те, кому хоть иногда приходиться ездить по стране, не могли не заметить: в последние годы мода ставить обманки-надгробия, обелиски, возводить на месте трагедий беседочки для поминовения со столиками, вешать там самопальные картины и венки приобрела характер поветрия. Не надо забывать, что все это возводится, пусть и из лучших побуждений, но в местах, предназначенных совершенно для других целей, вдоль дорог, у домов придорожных деревень, на улицах, перекрестках и мостах», — пишут авторы идеи запрета на подобные памятные знаки.

По их словам, утолить горе родственников, потерявших своих близких, подобными игрушками, цветами и венками все равно не удастся. 

«Духовные проблемы…не решаются возведением самых-самых лучших могильных плит», — говорится в сообщении. Поэтому, как считают авторы инициативы, государство должно помочь своим гражданам освободиться от этой потребности в установке подобных знаков законодательным методом, запрещающим ставить ритуальные знаки в общественных местах.

В таком случае дороги, водоемы перестанут казаться местами скорби и будут нести в себе изначально заложенную функцию инфраструктуры или места отдыха.

Авторы предложения на портале РОИ предлагают убрать уже существующие траурные знаки и ввести штрафы за установку новых.

Ранее законодатели уже неоднократно вносили предложение запретить установку псевдомогил, мемориалов и прочей похоронной атрибутики на местах смерти. 

Так, выступившими в 2013 году инициаторами депутаты Законодательного собрания Еврейской автономной области, пояснили свое предложение тем, что «размещение и установка похоронных предметов нарушает правила использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог».

Для увековечения памяти умерших существуют специально отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими нормами места, поэтому, по их мнению, нельзя допустить, чтобы автомобильные дороги стали превращаться в места скорби. 

Положить конец траурной моде также предлагали депутаты Законодательного собрания Ленинградской, Тульской, Тверской, Свердловской областей, Кабардино-Балкарии и Татарстана.

Традиция установки таких памятных знаков вдоль дорог, по данным Московской городской ритуальной службы, в нашей стране известна еще с середины прошлого века. Кстати, Россия не единственная страна, где существует такая традиция. Кенотафы также можно встретить во многих странах Европы – особенно в Восточной: Украине, Белоруссии, Румынии, Польше, Литве и т.д.

По мнению ученых, факт увековечивания именно места смерти связан с потерей некогда существовавшей традиции похорон. Рост установок таких знаков, пришедший на 1990-2000-е, объясняется еще и тем, что духовный вакуум, возникший за годы атеизма, после падения СССР начал восполняться не только традиционными религиями страны, но и различными теориями языческого толка. Поэтому опрошенные учеными респонденты особое обустройство места гибели объясняли тем, что «душа погибшего возвращается туда, поэтому надо сделать так, чтоб ей там было хорошо. Пока на месте смерти не поставят памятник, душа не успокоится». 

Некоторые также считают, что наличие подобной похоронной атрибутики на дороге напоминает другим участникам о необходимости быть внимательными. Однако, по словам этнографов Анны Соколовой и Анны Юдкиной, изучавших это явление, сбрасывают скорость и становятся более внимательными к дороге при виде кенотафа лишь 17,5% водителей. Большинство же (46%) никак на это не реагируют, 20% думают об умершем и обстоятельствах гибели, 10% просто рассматривают памятник, еще 6% молятся.

Как сообщается на сайте Московской городской ритуальной службы, единственной причиной, по которой кенотафы устанавливают вдоль дороги, но не устанавливают на заводах, тротуарах или детских площадках объясняется тем, что обочина пригородной трассы многими воспринимается как «ничейная» земля. Нет никакого наказания за установку памятного знака, но и нет его за уничтожение, например, во время расширения дороги. Отмечается, что возведение придорожных кенотафов попросту никогда не было урегулировано законодательством РФ – и пока что таким и остается.

Денис Калугин
Теги: траурные знаки, дорога