ВЦИОМ: россияне уверены, что пришли не лучшие времена для кредитов
28 сентября 2018 12:27:03
Большинство россиян (69%) полагают, что времена, когда можно было брать кредиты и делать крупные покупки, остались в прошлом.
Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, в ходе которого респондентам был задан вопрос: «Как вы думаете, сейчас хорошее время или плохое время, чтобы брать кредиты?». Подавляющее большинство участников исследования сошлись во мнении, что время «скорее плохое». Противоположной оценки придерживаются лишь 15% респондентов, еще 16% участников опроса затруднились с ответом.
Эпоха кредитного бума, вселявшего в россиян уверенность в то, что можно счастливо и долго жить в долг, безвозвратно уходит в прошлое вместе с отказом ЦБ и дальше снижать учетную ставку, что сделает кредиты заметно дороже, особенно для тех, кто погашал предыдущие задолженности, хватая новые, более дешевые займы. Однако ухудшающаяся экономическая обстановка, санкции и риски разгона инфляции побудили ЦБ ужесточить монетарную политику, и многие россияне оказались к этому не готовы. Ответом стал рост потребительского пессимизма. Так, 54% респондентов полагают, что сейчас сподручнее отложить крупные покупки. Лишь 29% сказали, что время для таких покупок сейчас «скорее хорошее». К последним можно отнести сторонников потребительской модели, согласно которой лучше затариться впрок, пока товары не стали дороже. 65% опрошенных вместо трат делают ставку на сбережение «нажитого непосильным трудом» и исповедуют необходимость снижения повседневных расходов. 25% опрошенных считают, что, наоборот, сейчас надо «побыстрее тратить зарплату или пенсию на необходимые покупки, а сбережения — побыстрее вложить во что-нибудь ценное». Россияне готовы похоронить то, что еще недавно составляло основной предмет их гордости и подчеркивало социальный статус – беззаботная жизнь в окружении дорогих товаров благодаря кредитам. Но ухудшающаяся экономическая обстановка заставляет менять людей сложившиеся потребительские привычки с их атрибутами мещанской роскоши. Лицо нового российского потребителя, зажатого в тиски кризиса и дорогих кредитов, выглядит далеко не столь жизнерадостным.
Сергей Путилов