Гибель российского Ил-20 в Сирии может стать прелюдией к войне между Израилем и Ираном?
29 сентября 2018 14:08:09
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху встретился с генеральным секретарем ООН Антониу Гутеррешем и попросил у него содействия в организации международной инспекции тайного склада ядерных материалов, который, по израильским данным, расположен неподалеку от столицы Ирана.
МИД Ирана со своей стороны опроверг заявления Нетаньяху, отметив, что согласно последним отчетам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Иран соблюдает свои ядерные обязательства, заявил официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Бахрам Касеми. Обратив при этом на ядерные приготовления ведущиеся в самом Израиле. По его словам, после того как США и Израиль не смогли разыграть антииранские сценарии, эти «фарсовые притязания и шоу». Премьер-министра оккупационного режима Израиля не стали неожиданностью, заявил Касеми. Он подчеркнул, что Иран категорически отвергает «новое шоу» властей Израиля. По его словам, согласно последним 12 отчетам Международного агентства по атомной энергии, Иран соблюдает свои ядерные обязательства.
Примечательно, что очередной всплеск ядерной полемики между Тегераном и еврейским государством последовал сразу за гибелью российского самолета разведчика Ил-20 в Сирии. Как известно, в ответ это Минобороны РФ обвинил израильских военных в провокации и пообещал разместить Сирии российские зенитно-ракетные комплексы С-300.
Обострение ирано-израильских отношений следует рассматривать в контексте происходящего на сирийской территории, где Москва по сути намеревается взять под свой противовоздушный зонтик иранские военные объекты. Что неприемлемо для Израиля. Если Россия поставит системы противовоздушной защиты, которые позволят «Хезболле» и Корпусу стражей исламской революции беспрепятственно наращивать свое военное присутствие у границ еврейского государства, то единственным ответом со стороны Израиля останется прямая атака на Иран. Только так можно будет сдержать нависшую угрозу. Тем более, что подвернулся подходящий повод.
Накануне США объявили о расторжении ядерной сделки с Ираном, что формально дает повод этой стране вернуться к разработке ядерного оружия. В Израиле действия президента Соединенных Штатов Дональда Трампа вызвали шок. Израильский лидер моментально выступил с утверждением, что на складе в Тегеране могут храниться порядка 300 тонн оборудования и материалов необходимых для создания атомной бомбы. В Тегеране не придумали ничего лучшего, чем напомнить о собственных ядерных приготовлениях сионистов.
«Ничто не сможет скрыть тот факт, что Израиль — единственный режим в нашем регионе с секретной и незадекларированной программой ядерного оружия, подразумевающей реальный ядерный арсенал. Настало время Израилю признаться в этом и допустить международных инспекторов к своей незаконной ядерной программе»,— написал господин Зариф в Twitter.
Но при этом не следует забывать, что в отличие от Ирана, президент которого Ахмадинежад в вое время грозился «стереть Израиль с карты» израильтяне никогда никому не угрожали своей ядерной дубинкой.
Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации следует вспомнить, что 14 июля 2015 года Иран и шестерка посредников (США, Франция, Великобритания, Китай, РФ и Германия) подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), предусматривающий заморозку иранской ядерной программы в обмен на снятие санкций. Заключение сделки стало финалом почти 13 лет сложных переговоров. Однако, вмешательство России в сирийские дела, ухудшение отношений с Западом и скрытная конфронтация, между РФ и Израилем, набирающая обороты в Сирии фактически расстроили некогда дружный хор шестерки посредников, заведовавших контролем над иранской ядерной программой. Подлил масла в огонь и Трамп, обвинивший Тегеран во лжи и скрытных планах по развитию ядерного потенциала. Согласно сделке, Тегеран гарантировал исключительно мирный характер своей ядерной программы и обязался в течение полутора десятков лет накопить у себя не более 300 кг низкообогащенного урана (до 3,67%), не производить высокообогащенный уран и оружейный плутоний, сократить количество ядерных центрифуг с 19 тыс. до 6,1 тыс. В обмен «шестерка» согласилась отменить все санкции. Что и происходило, пока Трамп не назвал соглашение «ужасной сделкой» и не в ввел против Ирана в мае санкции.
В итоге Иран сейчас думает о том, как минимизировать действие санкций, и одновременно оказался лишен малейших мотивов для дальнейшего сдерживания своих ядерных приготовлений. Чувствуя, что ситуация выходит из под контроля, в Израиле, судя по всему не прочь нанести превентивный ядерный удар по объектам иранской ядерной инфраструктуры. Точно также как однажды это уже было сделано против иракского ядерного центра. Примечательно, что Москва недавно решила отменить оружейное эмбарго против Ирана, так что рубежи этой страны и военные приготовления будут взяты по защиту российских С-300, равно, как и в Сирии. Для Израиля в этой связи решающее значение приобретают молниеносные атаки на объекты ядерной инфраструктуры в Иране, прикрываемые нынче российскими комплексами С-300.
Сергей Путилов