Водородная энергетика: четыре тезиса о том, почему России выгодно её развивать
18 октября 2021 18:45:00
Сегодня водород – это модно. Об этом говорит тот факт, что всё больше стран вкладывают огромные деньги в развитие этой новой перспективной сферы, которая уже в настоящем может стать альтернативой ископаемому топливу. И здесь речь не только про развитые страны Запада, для которых экологический транзит – не просто прожекты, а чётко намеченная цель, но и про развивающиеся страны Востока (Китай, Индия)
Россия, не желая выпадать из общемирового тренда, в октябре 2020 года тоже разработала «дорожную карту» по развитию водородной энергетики. В частности, 15 октября 2021 года премьер-министр Мишустин заявил, что на развитие водородной энергетики правительство выделит 9 млрд рублей в течение трёх лет.
Маленькие шаги в сторону экологически чистой энергетики находят позитивный отклик у экспертов, но тут возникает вопрос: зачем России – стране, традиционно делавшей ставку на ископаемое топливо, включаться в общемировую тенденцию развития этой «зелёной» сферы? Вот четыре аргумента.
Во-первых, развитие водородной энергетики – это вопрос престижа, который важен в отношениях с зарубежными партнёрами. Хочет того Россия или нет, но уже невозможно отрицать, что тренд на декарбонизацию экономик является долгоиграющим и будет определять развитие мирового энергетического рынка на десятилетия вперёд. Государства, демонстративно отказывающиеся признавать важность экологической повестки и поддерживающие «грязные» производства, сталкиваются с критикой со стороны известных персон, медиа и государств. Достаточно вспомнить пример того, как отреагировал мир на решение экс-президента США Дональда Трампа выйти из Парижского соглашения по климату. Поэтому принятие Россией «дорожной карты» по развитию водородной энергетики может рассматриваться как положительный сигнал со стороны Москвы мировому сообществу, говорящий о готовности руководства страны адаптироваться к меняющимся тенденциям глобального энергетического рынка.
Во-вторых, развитие водородной энергетики будет позитивно встречено и внутренней аудиторией. Экологические проблемы всё больше волнуют жителей России. Достаточно вспомнить экологические или «мусорные» протесты последних лет под Москвой, в Шиесе, в Куштау, в Тамбове, которые стали поводом для беспокойства политических элит этих регионов и даже спровоцировали отставку некоторых губернаторов (Архангельская область и Республика Коми). Всех скандалов последних лет, связанных с вырубкой парков, загрязнением воздуха и рек, не перечислить в рамках одной статьи. Поэтому водородная энергетика может стать лозунгом для того, чтобы убедить население страны в том, что государство осознаёт запрос общества на экологически здоровую среду.
В-третьих, мы говорим про усиление экспортных возможностей России. ЕС, который остаётся главным потребителем российской нефти и газа, намеревается стать углеродно-нейтральным регионом к 2050 году, что не может не рассматриваться в качестве угрозы российской экономике и даже политическому режиму, который во многом зависит от поступлений в бюджет от продажи углеводородов. По этой причине планируется, что в перспективе водородная энергия, производимая Россией, может стать заменой нефти и газа, которые мы продаём Европе. Таким образом, Россия, если её удастся наладить производство экологически чистого водорода, также останется главным энергоэкспортёром в ЕС.
В-четвертых, надо принимать во внимание энергоэффективность водородной энергетики.
Водород — уникальное единственное топливо, которое не имеет углеродного следа в выхлопе, обладает наилучшими энергетическими параметрами и может транспортироваться с мест производства (в том числе как побочный продукт) на любые расстояния, пишет в своей статье доктор экономических наук Б.Лапидус. В связи с такими отличительными особенностями водорода в качестве источника энергии привлекает возможность его использования на транспорте, особенно в сфере железнодорожных перевозок. Это особенно актуально для России, где доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота 46%. Во Франции, к примеру, в сентябре этого года представили первый в мире поезд на водороде, при эксплуатации которого в атмосферу выделяется только вода и пар.
Выгоды от развития водородной энергетики очевидны. Эти преимущества увидели во всём мире и, похоже, начинают замечать и в нашей стране. Вместе с тем хватит ли упорства не бросить намеченные планы в случае, если экспортные цены на газ или нефть взлетят вверх, доказывая консерваторам и лоббистам нефтегазового сектора внутри власти, что на ископаемом топливе можно продержаться ещё какое-то время? Вдруг мы снова будем жить по принципу – после нас хоть потоп.
Сергей Филимонов