Вперед в прошлое: российскую экономику ждут «челноки», «упрощенные автомобили» и «обратная индустриализация»?
23 апреля 2022 16:34:00
Эксперты ждут, что технологический уровень продолжит снижаться из-за старения материально-технической базы и ее замещения менее производительными аналогами
Из-за прекращения поставок западной продукции российскую экономику ждут непростые времена. Вынужденное погружение в архаику будет многоликим. Ранее сетевое издание «Нос» сообщало, что в России разрешили выпуск так называемых «упрощенных» автомобилей, с более низкими нормами экологии и безопасности.
Такого рода машины в мире выпускались 20 лет назад.
Аналитики Центробанка признали, что, к примеру, в отсутствие западной одежды на российский рынок вернутся челноки. Символично, что в начале этого кризиса в кинотеатрах прошел «Брат-2», фильм — символ 2000 года.
Для обозначения кризиса в промышленной политике финансисты вводят термины: «технологический регресс» и «обратная индустриализация». Видимо, скоро они станут популярными и не требующими объяснения.
Согласно последнему выпуску бюллетеня Банка России «О чем говорят тренды», будущее российской экономики, сжатой санкциями, туманно. Произойдет то, что на днях глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая перед депутатами Госдумы, загадочно назвала «структурной трансформацией».
Санкции со стороны Запада приведут российскую экономику к «структурной трансформации на основе альтернативного, менее технологичного импорта». Это значит, что «экономика потеряет часть своего потенциала, а процесс его восстановления будет постепенным и продолжительным», — говорится в исследовании, подготовленном департаментом исследований и прогнозирования Центробанка по данным на 18 апреля.
Банк России сравнивает этот кризис с краткосрочным «коронакризисным» спадом, который отмечали во втором квартале 2020 года. При этом признает, что сегодняшняя ситуация погрузит нас в болото глубже, считая, что этот кризис «будет бóльшим по масштабу и продолжительности при любых сценариях». Впрочем, пока все крайне неопределенно.
Сегодня в экономике, судя по оперативным индикаторам, спада нет. Однако специалисты объясняют это инерцией, оставшимися у производителей запасами сырья и материалов. Ухудшение заметно уже в статистике внешнеторговых операций, снижаются и объемы железнодорожных грузоперевозок.
Два месяца назад «Московская газета» сообщала, что к антироссийским санкциям присоединился Тайвань, который является крупнейшим международным производителем микропроцессоров. То есть российскую электронику могут оставить без этих жизненно важных деталей.
Аналитики Банка России отмечают, что «даже высокая степень локализации производства может не помочь в случае, если недостающие компоненты уникальны и не могут быть легко заменены на продукцию другого производителя. Это в первую очередь создает риски для машиностроения и электронной промышленности». Говоря о необходимой структурной трансформации, эксперты ожидают «технологический регресс» в некоторых отраслях.
Экономисты не исключают постепенное увеличение проблем «из-за нехватки запчастей и сервисного обслуживания иностранного оборудования». В том, что касается организации поставок от альтернативных зарубежных поставщиков, то в условиях санкций возрастет роль, в частности, «челночного» малого бизнеса (особенно в потребительском сегменте). Однако станет ли это решением проблем, — вопрос. Скромные объемы закупок и трудности с логистикой сделают такой импорт чрезмерно дорогим, а значит эта логистика вряд ли сможет полностью заменить обычных поставщиков.
С технической стороны, эксперты ожидают, что промышленность будет деградировать из-за «старения материально-технической базы и ее замещения менее производительными аналогами». Возникнет так называемая «обратная индустриализация» или индустриализация на основе развития менее передовых технологий. Произойдет «частичное импортозамещение технологий и производств, доступ к которым потерян», ожидают финансисты. Кроме того, поскольку придется перейти на менее ресурсосберегающие технологии, выбросы и отходы на единицу производимой продукции увеличатся.
Такой эвфемизм как «обратная индустриализация» вдохновит публицистов на множество комментариев.
«Хоть экономисты ЦБ и вводят как бы уничижительный термин «обратной индустриализации», но соглашаются, что это будет именно «индустриализация страны», запуск новых производств и рост занятости. А ведь это, собственно, и есть основная цель экономической политики любой страны! В общем, если бы не было специальной военной операции, ее нужно было бы придумать, чтобы ускорить эту … «индустриализацию», — отмечает предприниматель и публицист Сергей Васильев.