Вспомнили о «батьке»: власти Запорожья хотят перенести прах Нестора Махно из Франции на Украину
03 марта 2019 22:31:50
В наше время расцвета махрового национализма и шовинизма, заразивших как русский, так и украинский народы, уроки идеолога и практика анархизма Нестора Махно являются как никогда актуальными.
Особую значимость в этом смысле приобретает инициатива главы Гуляйпольской райгосадминистрации (Запорожская область Украины), где некогда была создана анархическая республика, Александра Ищенко о переносе праха Махно на родину. Достигнута договоренность между районной администрацией и внучатым племянником всемирно известного анархиста о том, чтобы его прах перевезти из Франции на родину.
Нестора Махно недолюбливают как украинские националисты, за то что он был равнодушен к идее самостийности, противопоставляя ей братство трудящихся всех национальностей, так и российские патриоты. Мало того, что творец «махновщины» попортил немало крови большевикам, препятствуя присоединению Украины к русскому «отечеству всех пролетариев», так еще и на практике осуществлял идеи, которые стоят, как кость в горле, державникам всех времен и народов. Не случайно нынешняя российская власть на дух не переносит анархистов, впитавших в себя заветы батьки Махно, и беспощадно борется с анархическим движением, применяя самые крутые меры. Однако от этого идеи батьки Махно не утрачивают своей актуальности. Особенно учитывая, что ему лично приходилось решать «русско-украинский вопрос». И сделал он это блестяще, в отличие от нынешних российских и украинских политиков.
Напомним, движение, получившее название «махновщина» с центром в Гуляйполе просуществовало на Украине почти четыре года, с 1918 по 1921 гг во главе с Нестором Ивановичем Махно. Оказавшись между молотом большевизма и наковальней белого движения ему удавалось отстаивать ценности анархической идеологии, благодаря умелой военной тактике и близкой рабоче-крестьянским массам философии, в которой не было места угнетению. Будь то угнетение со стороны помещиков, или же государства советского типа, превращавшего людей в послушных рабов. Главными очагами махновского движения были уезды Екатеринославской губернии, Полтавская и харьковская губерния. Созданная им армия отличалась высокой мобильностью, в частности использованием конницы и тачанок вооруженных пулеметами. Благодаря хорошо поставленной разведке и расположению со стороны крестьян, предупреждавших Махно о готовящихся атаках со стороны красных и белых, ему неизменно удавалось ускользать из приготовленных ему ловушек. С тем, чтобы черное знамя с черепом и костями вновь реяло на просторах от Харькова до Крыма и причерноморских степей. При этом махновцы, вступившие во временный союз с Лениным, участвовали в изгнании белых из Крыма. Однако, поняв, что большевики, которые не могли терпеть конкурирующей идеологии в своей среде готовят ему западню, Махно разорвал альянс с ними и создал свое квази-государство с центром в Гуляйполе. Учитывая, что основная сфера деятельности махновщины разворачивалась на стыке границ русского и украинского миров, наибольший интерес в наше время представляет то, как Махно решал национальный вопрос. Который завел в тупик нынешних правителей как в Кремле, так и в Киеве.
Державно-националистические предрассудки не имели места в махновщине. Сутью движения являлось стремление утвердить свободу труда путем революционной самодеятельности масс. Здесь не было места чиновникам, какие бы обличья они не принимали — будь то царские сановники, большевистская номенклатура или московские вельможи, которые сейчас устанавливают свои порядки в Крыму. С первых дней своего зарождения движение опиралось прежде всего на крестьян, бедноту, рабочих. Хотя большинство махновцев были, разумеется, украинские крестьяне, в движение батьки Махно влились также трудящиеся и Великороссии, которых насчитывалось около 10%. Махновщина была проникнута духом братства народов. При этом Махно вел беспощадную борьбу с национализмом. Если кто-то был замечен в антисемитизме, это моментально пресекалось самым суровым образом, даже, если замечены в проступке были ближайшие сподвижники самого «батьки». В «Декларации» штаба Махно от 1919 года по поводу украинской самостийности говорилось следующее: «Говоря о независимости Украины, мы понимаем эту независимость не как независимость национальную типа петлюровской самостийности, а как независимость социальную и трудовую рабочих и крестьян. Мы заявляем о праве украинского (как и всякого другого) трудового народа на самоопределение не в смысле «самоопределения наций», а в смысле «самоопределения трудящихся». Достойную отповедь получили и «москали». 12—16 февраля 1919 года на 2-м районном съезде Советов Гуляйпольского района Махно заявил: «Если товарищи большевики идут из Великороссии на Украину помочь нам в тяжёлой борьбе с контрреволюцией, мы должны сказать им: «Добро пожаловать, дорогие друзья!». Если они идут сюда с целью монополизировать Украину, мы скажем им: «Руки прочь!».
Сергей Путилов