Вспомнили о стройбате: железную дорогу в Китай построят силами армии
29 марта 2019 22:22:49
Провал планов по поиску инвесторов для прокладки первой железной дороги в Тыве побудил власти вспомнить о, казалось бы, ушедшем в прошлое вместе с Советским Союзом «стройбате». Буксовавший на протяжении полутора десятков лет проект строительства железнодорожной магистрали Кызыл – Курагино – Китай запустят с помощью вооруженных сил.
Об этом сообщил РБК в кулуарах Красноярского экономического форума глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол. Оригинальная идея решить таким образом проблему безуспешного поиска строительных подрядчиков принадлежит министру обороны Сергею Шойгу. Также на стройке, возможно, будет задействован труд заключенных, что вызывает ассоциации с еще более темными временами, когда страной, по выражению Владимира Путина, правил небезызвестный «эффективный менеджер».
В советские времена ходил такой анекдот. Президент США Рейган как-то поинтересовался у директора ЦРУ: что это за войска такие в Советском Союзе – стройбат? ВДВ, сухопутные, воздушные, морские силы знаю. А что такое стройбат, почему у них нет оружия? На что црушник отвечает: «Это такие звери, что им даже оружие не дают». Военно-строительные части (ВСЧ), или в просторечье «стройбат» пользовались среди призывников дурной репутацией. Считалось, что там процветает не только дедовщина, но и банальная уголовщина, поскольку в строительные войска в отличие от обычных также брали юношей совершивших хотя и не тяжкие, но, тем не менее, уголовные преступления – дело, немыслимое в «традиционных» войсках. В культурном и этническом плане преобладали представители национальных окраин, но и русских парней попадало немало. Тянуть два года лямку, работая чернорабочим, в то время как твои сверстники проходят полноценную армейскую службу, для молодых людей было без преувеличения унизительно. При том служили в этих «войсках» без малого полмиллиона солдат срочной службы. Это было больше, чем ВДВ (60 000), Морская пехота (15 000) и Пограничные войска КГБ СССР (220 000) вместе взятые. Нельзя сказать, что солдаты хозяйственного фронта трудились совсем плохо. К примеру, подмосковный поселок Чкаловский практически полностью построен их руками. Однако кроме жалости эти бойцы никаких чувств к себе не вызывали, настолько плохо они были одеты – грязные робы, стоптанные сапоги, небритые и уставшие лица. Передвигаясь по поселку нестройными колоннами, они напоминали скорее заключенных или пленных фашистов, которые в свое время, кстати, также внесли свой вклад в строительство здешних домов. Из объектов, построенных стройбатом в советское время, можно назвать Тбилисский метрополитен, город Ижевск, все космодромы СССР. Также солдаты-срочники занимались строительством автомобильных и железных дорог. Последнее обстоятельство, видимо, и всплыло в генеральских умах, которые очевидно больше озабочены инфраструктурными проектами, чем укреплением национальной обороны. Рожденная в стенах Минобороны затея нашла полную поддержку у властей Тывы. И понять их можно. Один из беднейших регионов страны фактически отрезан от федеральной железнодорожной сети, при том, что усилия по преодолению транспортной блокады предпринимаются уже последние пятнадцать лет. Приманкой для потенциальных инвесторов выступают угольные залежи региона. Но чтобы их вывезти, потребуется сначала построить «железку» длиной около 400 километров. С учетом продолжения ветки до Китая общая стоимость затянувшейся «стройки века» оценивается ни много ни мало в 200 млрд рублей. Сначала подрядились было частники. Но ничего хорошего из этого так и не вышло.
В 2002 году лицензию на добычу угля в регионе получила компания российского банкира и экс-сенатора Сергея Пугачева («Енисейская промышленная компания», ЕПК). Тогда планировалось, что государство возьмет на себя часть затрат на дорогу. Однако компания Пугачева не исполнила обязательства по графику работ, лишилась поддержки из бюджета, а впоследствии объявила себя банкротом. Шесть лет назад лицензии перепродали «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (ТЭПК) Руслана Байсарова. Он тогда же взял на себя обязательства по строительству дороги к месторождению, заявив, что компания уже вложила около 1 млрд рублей в разработку проекта. Но строительство магистрали постоянно переносилось и до сих пор так и не началось. Здесь-то и решило проявить свою инициативу Минобороны. Действительно, чем плохо – дорога будет построена дармовой рабочей силой, да и дорогостоящей техникой Минобороны подсобит. Чем не удачный пример частно-государственного партнерства?
Чисто теоретически, следуя советским лекалам, можно было бы и вовсе все инфраструктурные «стройки века», озвученные Путиным, целиком взвалить на плечи призывников. К примеру, в Северной Корее гражданских строительных организаций не существует вообще, и всё строительство в стране осуществляется военными строителями Корейской народной армии. Единственный минус этой затеи – в железнодорожных и инженерных войска РФ служат всего лишь 17 тысяч человек, так что для решения всех озвученных президентом эпохальных задач маловато будет. Но и здесь может пригодиться опыт «великого и могучего». РЖД, напомним, уже стала первой госкомпанией, подавшей заявку на использование труда заключенных в рамках закона, вступившего в силу в 2017 году. Согласно документу, россиян, осужденных к обязательным исправительным работам, могут направлять на объекты госкорпораций, в том числе в отдаленной местности. Наконец, под предлогом защиты страны от растущей внешней угрозы власти вполне могут увеличить российскую армию численно или же, что более реалистично, перепрофилировать в «стройбат» часть уже имеющихся военных ресурсов. И то верно, нечего задаром солдатскую кашу кушать. Пускай вкалывают. Вот только престижа военной службе это едва ли добавит.
Еще в 1956 году министр обороны СССР Г.К. Жуков и начальник Генерального штаба В.Д. Соколовский докладывали руководству страны: «Использование в промышленности и народном хозяйстве труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооружённых Сил СССР, а не в строительных организациях. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным, и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства».
«Ситуация для сегодняшней России вполне логичная и объяснимая, хотя и неприятная. Инвестиций власти привлечь не могут – бизнес шарахается сейчас от любых государственных проектов, особенно на фоне целого ряда арестов чиновников и бизнесменов. Про западные инвестиции даже говорить не приходится. На этом фоне единственным логичным с точки зрения «ручного управления экономикой» решением является привлечение к работам военных и заключённых. Если дело так пойдет и дальше, мы скоро вернемся к временам, когда студенты, ученые и врачи будут регулярно выезжать «на картошку», помогая селянам собирать урожай», – сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Сергей Путилов