Выплаты для новорожденных пока не могут поправить демографию на Тамбовщине
21 августа 2024 19:55:00
Правительство Тамбовской области отчиталось о реализации очередного неоднозначного решения, цель которого, безусловно, благая, а вот исполнение вызывает некоторые вопросы
Каждая семья, в которой с 1 октября 2022 года по 31 декабря 2024 года родился ребёнок, вправе рассчитывать на единовременную выплату, которая введена по инициативе главы области Максима Егорова и названа «Подарок новорожденному». Единственным условием получения этой выплаты является регистрация рождения в органах ЗАГС Тамбовской области и обращение за ней не позднее полугода с даты рождения ребёнка. Власти недавно отчитались, что этой дополнительной мерой господдержки уже воспользовались 6396 семей.
Конечно, для Тамбовской области, демонстрирующей далеко не лучшие показатели по динамике численности населения, любая мера по поддержке демографии крайне необходима. Но в данном случае вопрос заключается в эффективности и достаточности этой меры. Ведь единовременная выплата составляет всего 5 тысяч рублей.
К примеру, в Московской области семьи с новорожденным ребёнком имеют право выбрать, получить ли им подарочный набор со всем необходимым для малыша или денежную выплату из регионального бюджета. Большинство семей выбирают выплату, сумма которой составляет 20000 рублей. Аналогичный выбор между подарочным набором и денежной выплатой с 2020 года предоставляется и жителям Москвы. Единовременная выплата в столице в 2024 году составляет 7,2 тыс. рублей на первого ребёнка и 19,2 тыс. рублей на второго и последующих детей. А если в семье родилось одновременно 3 и более детей, город дополнительно выплатит около 66 тыс. рублей. Дополнительные компенсационные выплаты предусмотрены и для молодых семей.
Конечно, существуют и федеральные единовременные и ежемесячные пособия, но на многие из них могут претендовать далеко не все, а лишь отдельные категории семей, например, семьи с детьми-инвалидами, семьи, подвергшиеся воздействию радиации, многодетные семьи и семьи сотрудников силовых структур.
Региональные власти могут сослаться на то, что в принципе не обязаны начислять какие-то дополнительные выплаты и делают это по своей доброй воле, а размер пособий зависит от возможностей областного бюджета.
Но не слишком впечатляющими пятью тысячами рублей тамбовские чиновники могли бы спокойно ограничиться, если бы на эту важнейшую социальную задачу совсем невозможно было найти дополнительных свободных денег. Возможно, стоило бы рассмотреть оптимизацию расходов на содержание областной администрации. Ведь, к примеру, в 2024 году расходы на содержание губернатора и его аппарата выросли до 34 млн рублей, хотя в прошлом году бюджет выделил на нужды главы области лишь 8,7 млн рублей. В администрации региона утверждали, что согласно новым федеральным требованиям в одну строку объединены расходы на самого губернатора и 17 сотрудников его аппарата, поэтому прямое сравнение расходов за этот и прошлый год некорректно. Однако сослаться на конкретный нормативный документ, содержащий новые требования, в администрации не смогли, а рост расходов на заместителей губернатора до 69 млн рублей в год этот аргумент всё равно не объясняет. Вероятно, могло бы помочь и усиление контроля за такими проблемными сферами, как дорожное строительство, где фиксируется не только неудовлетворительное качество выполнения работ, но и хищение бюджетных средств. Иными словами, средства для повышения выплат для поддержки семей с детьми, очевидно, найти было бы можно.
Между тем демографическая проблема в регионе заслуживает самого пристального внимания. В 2015-2021 годах рождаемость в регионе снизилась на 24,5%, а смертность, наоборот, выросла на 10,6%. По обоим показателям область находилась в самом низу рейтинга субъектов РФ. Не изменились тенденции и после того, как Максим Егоров сменил Александра Никитина на посту губернатора. Хотя сам Егоров называл убыль населения одной из застарелых проблем, а полпред президента в ЦФО Игорь Щёголев прямо на церемонии вступления Егорова в должность призывал принять меры для исправления ситуации, кардинальных улучшений так и не наступило. Так, в январе 2024 года в Тамбовской области родилось 0,5 тыс. детей, а умерло 1,5 тыс. человек, то есть даже без учёта миграционного оттока убыль населения шла огромными темпами.
Очевидно, что переломить негативный демографический тренд пока не удаётся далеко не только по причине небольших денежных выплат, но и в связи с серьёзными социально-экономическими проблемами в регионе. К примеру, неоднократно подвергалась критике местная система здравоохранения. На проблемы в этой сфере указывали не только местные жители, но и депутат Госдумы от Тамбовской области, член Комитета по здравоохранению Тамара Фролова. Она рассказывала, что проблемы с финансированием медучреждений и поиском квалифицированных кадров наблюдаются даже в областном центре. А в районах зачастую речь идёт даже о критической нехватке терапевтов, не говоря об узких специалистах, таких как лор-врачи, офтальмологи или кардиологи. Естественно, отсутствие стабильного доступа к качественной медицине является одним из важных факторов, который может удерживать семьи от рождения детей. Поэтому для исправления демографической ситуации требуются не только точечные меры по поддержке семей с новорожденными детьми, но и комплексное решение социально-экономических проблем и повышение общего качества жизни тамбовчан.