Заброшенные станции, поезд-призрак и «Путевой обходчик»: мифы и реальность московского метро

Фото © «Гражданские силы.ру»/ Сергей Коршунов

24 марта 2017 09:19:22

5699

23 марта в рамках мультимедийного проекта «Лекторий на Зубовском» прошла лекция на тему «История Московского метрополитена: мифы и реальность».

Ее организатор, начальник Службы профориентации, обучения и развития персонала Московского метрополитена Павел Ковалёв поведал весьма интересные факты из истории подземки.

Маяковка

Среди рассказанного многое публике давно известно, но кое-что было в новинку даже людям интересующимся историей метро в Москве, к примеру…

Бронепоезд «Московский метрополитен»

В 1943 году на деньги, собранные работниками метро (760 тысяч рублей)  был построен бронепоезд, который так и назывался «Московский метрополитен». Этот патриотический порыв оценил сам Иосиф Виссарионович Сталин, прислав работникам метро благодарность. Примечательно, что и боевой расчет бронепоезда также состоял из работников метро. Но, самое интересное – где воевал бронепоезд «Московский метрополитен». На Курской дуге! Это был участок от Прохоровки до п. Сажное. Бойцами бронепоезда был уничтожен самолет, несколько вражеских танков, нанесен урон живой силе противника. Состав сражался пока были боеприпасы. Когда же они кончились, немцы его уничтожили. Выжившие бойцы бронепоезда встречались друг с другом после войны уже как ветераны.   

Почему В Москве две станции метро «Смоленская» и две «Арбатская»?

Во время налета немецкой авиации, одна из бомб угодила в прогон между станциями «Смоленская» и «Арбатская».  Чтобы такая беда не повторилась, было принято решение сделать участок глубокого заложения, а старые станции стали временно использовать под склады. Что же касается старых прогонов, то там, учитывая подходящие влажность и темноту, какое-то время выращивали шампиньоны.

Во время Великой Отечественной войны на станциях московского метро на свет появилось около 200 человек

Да, станции использовались как бомбоубежища и для многих женщин они стали и «роддомом». Но и не только. Станция Курская, например, стала филиалом библиотеки, станция «Красные ворота» превратилась в выставочный зал. Некоторые депо и эскалаторные мастерские стали на время войны цехами по производству снарядов.

Заброшенные станции…

Про них, по словам Павла Ковалёва, особенно много легенд и слухов. Они действительно есть, более того, их можно посетить с экскурсией. Например, станция «Первомайская» (не путать с ныне действующей в Восточном Измайлово – прим.авт.), которая располагается между ныне действующими станциями «Партизанская» и «Измайловская». На территории этой старой «Первомайской» станции сегодня действует цех по обточке колесных пар. На этой станции находится знаменитая башня с часами, где располагается блок-пост по управлению стрелками – туда тоже водят экскурсии по субботам.

Мифы, суеверия и приметы…

У каждой из этих историй есть свои свидетели, готовые подтвердить их достоверность. Трудно даже представить сколько тысяч студентов и бывших студентов готовы поклясться, что сессию сдали исключительно благодаря собаке Баумана.

Собака Баумана

соб метро

Прозвали ее так потому, что вначале студенты Бауманского института, а затем и всех остальных вузов ездили перед экзаменами просить собаку Баумана (все конечно помнят скульптуру пограничника с собакой на станции «Площадь революции). По старой студенческой традиции, перед сдачей зачета принято тереть лапу собаки, а перед экзаменом – нос. Только вот собак то ведь четыре, какая из них правильная? Похоже это и есть самый большой секрет.

Поезд-призрак

Появляется проезд-призрак, якобы, только на Кольцевой линии, причем едет он против часовой стрелки. Излишне напоминать, что садиться в него не следует, так как выйти пока еще никому не удавалось.

Приметой, указывающей на то, что прибывший поезд-призрак может быть старомодная, несколько странновато выглядящая одежда пассажиров. Да и сами пассажиры, приветливостью и доброжелательностью, как говорят не отличаются.

Легенда эта оказывается родом из Италии, там «пропавший поезд» известен еще с 1911 года. Он может появляться в любой стране мира, смещаясь во времени и пространстве. В Мехико, к примеру, он побывал (как свидетельствуют старинные архивы) еще задолго до того, как стал «пропавшим» в Италии, причем пассажиров этого странного поезда мексиканцы жившие в 19 веке, наблюдали в одежде, характерной для 1911 года в Италии. В общем, теперь «пропавший поезд» иногда курсирует и у нас на Кольцевой.

«О ужас, превыше всякого ужаса»

 …воскликнул бы Говард Лавкрафт (американский писатель, «Король сверхъестественного ужаса»).

Самая жуткая история в собрании легенд московского метро - это конечно история про «Путевого обходчика».

Есть в метро тупики, где пропадают люди и, даже, целые бригады.

Просто идут работать в тоннель и не возвращаются. Про такие направления работы говорят, что это тупики из которых нет выхода. А еще говорят, что пропавшие бедолаги встретили «Путевого обходчика». Такая встреча не сулит шансов на возвращение, «Обходчик» еще никого не отпускал.

И поделать с этим ничего нельзя. Единственный выход – продолжить работы в другом направлении.

Сергей Коршунов
Теги: метро, Москва, история, Павел Ковалёв