Жулебинский лес: второе рождение и новая жизнь
01 марта 2017 18:55:48
Москва, начинавшаяся с имения боярина Степана Кучки, всегда была окружена лесами. Даже сегодня, в эпоху стремительной урбанизации, на территории столицы живет и здравствует 31 лесной массив общей площадью более десяти тысяч гектаров.
Это зеленое ожерелье Первопрестольной – «легкие», которыми дышит 12-миллионный мегаполис со всеми его дорогами, миллионными табунами «железных коней», предприятиями, выпускающими в атмосферу далеко не самые полезные элементы таблицы Менделеева, и прочими достижениями цивилизации. А между прочим, каждое московское дерево поглощает за год до 60 килограммов пыли, отдавая взамен чистый кислород, и с каждого гектара, занятого деревьями, в год выделяется до 30 килограммов полезных для человека эфирных масел. Словом, леса наши – наше спасение. В лесах появились когда-то и деревни Жулебино и Выхонь, давшие название нынешнему московскому району Выхино-Жулебино. Сегодня здесь, на юго-востоке столицы, стоит Жулебинский лес. Как он чувствует себя, и что ждет его в обозримом будущем – об этом и поговорим.
Лес «Чудес»
До начала 60-х годов прошлого века в Жулебинском лесу бывали разве только жители окрестных деревень да заядлые грибники-москвичи. Правда, гулять там можно было не везде, потому что часть лесного массива принадлежала Министерству обороны и вертолетному КБ: у военных была здесь воинская часть и целая «антенная поляна», а у КБ — площадка для испытаний тяжелых вертолетов и какие-то страшно засекреченные строения.
Но в 60-х годах на месте деревни Выхино появился одноименный район, а в 80-х, когда город «перехлестнул» за МКАД, поглощенной оказалась и деревня Жулебино. Тогда-то Жулебинский лес и оказался зажатым между двумя оживленными магистралями – Рязанским и Волгоградским проспектами, и двумя районами, в середине 90-х ставшими одним районом Выхино-Жулебино.
До поры до времени судьба «зажатого» леса мало кого волновала, на Россию все дули и дули «ветры перемен», и было не до лесов.
Потом военные из леса ушли, оставив в наследство столбики антенных оснований и впечатляющие горы строительного мусора, к которому быстро добавился мусор бытовой, скапливавшийся на стихийных свалках.
Но свято место пусто не бывает. В «бесхозный» лес пришли бомжи, а позже – и хитроглазые бизнесмены. Если бомжи здесь просто спали, пили и дрались, то хитроглазые сразу приступили к делу. Для начала – пообещали рекультивировать бывшие военные земли. А взамен попросили у города самую малость — разрешения на строительство многоквартирных домов. По счастью, городские власти такого разрешения бизнес-людям не дали, но и до рекультивации тогда, в начале двухтысячных, дело не дошло.
Жулебинский «невидимка»
Несколько лет Жулебинский лес оставался для властей этакой «невидимкой», а политики вспоминали о «лесной» проблеме только во времена избирательных кампаний. Между тем, лес на юго-востоке Москвы стал частым «фигурантом» криминальной хроники. Грабежи, убийства и изнасилования случались здесь с пугающей регулярностью, и по вечерам к этому месту старались не приближаться даже самые героические жители района, которым, естественно, не нравилось жить рядом с таким опасным местом. Поэтому народ начал писать жалобы во все инстанции, от управы до мэра. Люди просили и требовали навести порядок, очистить лес от мусора и рекультивировать территории, с которых ушли военные и вертолетчики. Но у леса не было природоохранного статуса, а значит, не выделялось и средств, достаточных для его реанимации. Как следствие, и местные власти заняться лесом не могли, даже при всем желании, буде таковое у них возникало.
В свое время лес взялись спасать коммунисты, а именно лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. Но у него дело как-то не склеилось, а там и избирательная кампания закончилась. Время от времени знамя спасения Жулебинского леса выхватывали из слабеющих рук политических оппонентов другие партийцы, но и они, после нескольких шумных митингов под лозунгом «Доколе?!», куда-то исчезали.
В 2013 году за благоустройство Жулебинского леса решила взяться «Единая Россия», тогда московская организация единороссов даже провела акцию по очистке от мусора лесопарковой зоны. Конечно, это было хорошее, полезное начинание, привлекшее немало жителей района. Но тогда же стало ясно, что на голом энтузиазме добрую сотню лесных гектаров от мусора не очистишь — здесь нужна техника, нужны специалисты, а значит, и без вложения немалых средств тоже никак не обойтись.
Опять все уперлось в статус Жулебинского леса. А потому дальше гневных писем в мэрию, да организованных «протестными группами» пикетов и митингов дело не пошло.
«Нужен природный заказник»
Зато дело сдвинулось с мертвой точки в прошлом году, когда за дело взялся известный журналист и член Общественного совета ЮВАО Петр Толстой. Для начала он организовал общественный опрос под правильным лозунгом «Первым делом – услышать людей!». Петр Толстой людей услышал, и убедился: большинство выхинцев-жулебинцев – за скорейшее спасение леса. Во всяком случае, за очистку, рекультивацию и благоустройство леса выступили многие жители района.
Этот «глас народа» Толстой и довел до мэра Москвы Сергея Собянина в июне 2016 года. Тогда он обратился к мэру с письмом, в котором просил «оказать содействие в организации работ по благоустройству территории Жулебинского леса, проведении масштабного зонирования и создании рекреационной зоны вдоль улицы Привольной».
«Мое обращение к мэру поддержали 100 тысяч жителей района», — писал Петр Толстой в своем микроблоге в Твиттере, — «Для Жулебина жизненно важно иметь зеленую зону, которая могла бы стать парком, расположенным в пешеходной доступности».
Столичный градоначальник этот «глас народа» услышал. И поручил изучить проблему своему заместителю, руководителю Комплекса городского хозяйства Петру Бирюкову.
Петр Павлович, как человек опытный, с кондачка проблему решать не стал. Для начала внимательно изучил «вопрос» с экспертами, ознакомился с мнениями жителей района. Потом распорядился демонтировать и вывезти из Жулебинского леса остатки «антенного поля» и построек, что и было сделано уже 1 июля. Кстати, в тот же жаркий июльский день Петр Толстой обсудил с жителями района проект будущего обустройства Жулебинского леса, и позже именно этот проект был отправлен в районную управу.
А 4 августа Петр Бирюков приехал в Выхино-Жулебино, где провел выездное совещание, посвященное судьбе Жулебинского леса. Выслушав мнение экспертов и жителей, заместитель мэра согласился с тем, что надо создавать Жулебинский природный заказник.
«Я хочу искренне поблагодарить Петра Павловича от лица всех жителей района», — сказал тогда Петр Толстой, — «Люди хотят видеть здесь не заброшенный, а очищенный от мусора лес, они хотят видеть рядом со своими домами места для отдыха с детьми, спортивные площадки. Надеюсь, это удастся сделать. Но для этого все 112 гектаров Жулебинского леса должны быть признаны особо охраняемой природной территорией, чтобы ни у кого и никогда больше не было соблазна построить здесь дома…».
Словом, к заседанию Президиума правительства Москвы уже мало кто сомневался в том, что городские власти всерьез намерены сдвинуть с «мертвой» точки жулебинскую проблему.
Победа
9 августа прошлого года можно смело вписывать в историю Жулебинского леса, как день его «второго рождения». Потому что в этот день на заседании Президиума правительства Москвы было принято поистине историческое не только для одного района, но и для всей Москвы решение о придании Жулебинскому лесу статуса особо охраняемой природной территории. Не откладывая дела в долгий ящик, Сергей Собянин сразу подписал постановление столичного правительства № 488-ПП «Об образовании ООПТ регионального значения «Природный заказник «Жулебинский». «Под постановление» город выделит из московского бюджета 60 миллионов рублей.
«Поздравляю всех нас с победой!», — написал в тот день в своем микроблоге Петр Толстой, — «Дело, которое мы сделали, войдет в историю Москвы. Не пропали даром ни 100 тысяч подписей, собранных нами, ни митинги, ни пикеты. Мы спасли Жулебинский лес! На заседании правительства столицы мы с коллегами рассказали мэру, что проект благоустройства разработан, он уже прошел общественную экспертизу, к работе над проектом привлечены специалисты, которые определят зонирование территории».
Сразу после «исторического» заседания столичного правительства руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский заверил москвичей: «Никакого строительства капитальных объектов на территории Жулебинского леса не планируется, а окончательно судьбу этого леса решит голосование на портале «Активный гражданин».
Поддержали это решение и в районной управе.
«Это полезное для нашего района решение», — рассказал в интервью корреспонденту сетевого издания «Гражданские силы.ру» глава управы Выхино-Жулебино Сергей Зотов, — «Во-первых, это даст гарантию спасения Жулебинского леса от экологического умирания, поскольку речь идет и о расчистке этой территории от строительного и бытового мусора, и о посадке новых деревьев и кустарников, И, что немаловажно, об обеспечении профессионального ухода за лесом. Во-вторых, это гарантирует, что территория Жулебинского леса никогда не будет застраиваться многоквартирными домами, а именно такой застройки опасались многие жители района.
И, наконец, в-третьих, постановление правительства Москвы обеспечивает финансирование всех работ по приведению леса в порядок. Что касается благоустройства, то, думаю, опасения некоторых жителей явно преувеличены. Никто не собирается «вырубать лес», и зона отдыха появится только на площади около 37 гектаров. Это будет цивилизованное общественное пространство, которое, несомненно, станет еще одним центром общественного притяжения в районе. Речь идет не только о скамейках, фонарях, детских и спортивных площадках. Здесь появятся, например, площадки для выгула собак, и, думаю, появление таких объектов понравится не только владельцам домашних животных, но и тем жителям района, которые не раз выражали недовольство выгулом собак на улицах».
Сергей Юрьевич еще раз подчеркивает, в любом случае, власти будут прислушиваться к мнению москвичей, высказанным на портале «Активный гражданин», и только после изучения всего спектра мнений и предложений будет принято окончательное решение, касающееся обустройства Жулебинского леса.
«Точка притяжения»
Как ни странно, но у этого проекта нашлись и противники. Они считают, что «лес должен оставаться лесом», и призывают «спасти Жулебинский лес». Но ведь «губить» лес никто и не собирается, его только очистят от мусора. Как и полагается особо охраняемой природной территории, Жулебинский лес теперь навсегда останется под строжайшим государственным надзором, здесь не будет срублено ни одного дерева, а любители разжигать костры будут штрафоваться так, что мало никому не покажется. К тому же, все, что собираются сделать в рамках благоустройства, детские городки, спортивные площадки, пункты проката, велодорожки, скамейки и фонари, появится на пустырях и местах бывших мусорных свалок. И, заметим, речь не идет о каких-то капитальных строениях, и уж тем более — о строительстве многоквартирных домов.
Вот чего не будет, – того не будет.
Можно, конечно, опять устраивать митинги, и собирать подписи под петициями на тему «Доколе?!». У нас в стране демократия, и никто никому не запрещает иметь свое особое мнение по любому вопросу. Но, признаться, не очень понятно, чем именно недовольны «протестанты», если все, чего они требуют, уже изложено в принятой городом Концепция обустройства и озеленения территории Жулебинского леса. Или кому-то будет лучше от того, что все останется как есть, и дичающий, гибнущий лес опять станет «магнитом» для криминала и площадкой для добивающих уникальную лесную экосистему самостийных мусорных свалок? Или плохо, если в районе появится красивое место, где будет приятно, комфортно и безопасно всем, и детям, и молодежи, и старикам? Ну, что же нехорошего в том, что молодые люди будут проводить время не с рюмкой и сигаретой, а на спортивных площадках?
И ведь ничего нового в планах обустройства Жулебинского леса нет, московские лесопарки, скверы и бульвары во все времена были своего рода центрами общественной жизни, и сегодня можно только приветствовать восстановление такой общественной среды. Потому что город – это не только хорошие дороги и качественно построенные дома. Город – это еще и место, где живут и общаются люди. Может быть, мы и ошибаемся, но, наверное, жить и общаться лучше не в асфальтовых джунглях, и не в окружении диких захламленных лесов.
Напомним, что Концепция предусматривает «организацию природной зоны, обустройство мест отдыха жителей, строительство детских и спортивных площадок и посадку новых деревьев». На месте бывшего «антенного поля» и развалин старых построек появятся современные детские городки и многофункциональные спортивные площадки, велодорожки и маршруты со специальными резиновыми покрытиями для скейтеров и роллеров. Будут здесь и дорожки для прогулок мам с детьми, и пикниковые зоны, и места «для тихого отдыха», и удобные скамейки, и красивые фонари. А что касается деревьев, о их здесь будут не рубить, а высаживать. И сажать станут не абы какие деревья, а только те, которые рекомендованы специалистами. «Новичками» Жулебинского леса станут красный дуб и красный клен, яблоня Незведского и западная туя, венгерская сирень и казацкий можжевельник. А еще – калина, барбарис, крушина, жимолость…
Пройдет совсем не много времени, и Жулебинский лес получит вторую жизнь, а там, где еще недавно громоздились кучи мусора, жители района, да и все москвичи, получат прекрасное место для полноценного и содержательного отдыха.
Планируется, что работы по обустройству этой территории пройдут весной-летом нынешнего года, и будут завершены 1 сентября, накануне Дня города. Так в московском районе Выхино-Жулебино появится полноценная, как говорят градостроители, «точка общественного притяжения».
И это – хорошо.
Петр Сергеев