Африканский союз ищет пути развития на 2026 год
Фото © «Гражданские силы.ру»
15 февраля 2026 16:30:00
Накануне в Аддис-Абебе (столице Эфиопии) завершилась сессия Исполнительного совета Африканского союза, на которой присутствовали главы государств и правительств стран Африки. Повестка была формально посвящена водным ресурсам, однако в центре обсуждений также оказались вопросы безопасности и роли Африки в системе международных отношений. Сможет ли объединение выработать согласованную стратегию в нынешних условиях?
Африканский союз и контекст институтов Африки
Африканский союз (АС) – международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки. Он был создан в 2002 году как преемник Организации африканского единства.
В 2018 году страны-члены АС заключили соглашение о создании зоны свободной торговли, крупнейшей по количеству государств-членов после Всемирной торговой организации, а также крупнейшей по численности населения и охвату территории (1,3 млрд человек, второй по величине континент).
Задачи организации включают в себя укрепление политической и экономической интеграции, содействие миру и безопасности, развитие сотрудничества между государствами-членами и представление общих позиций Африки на международной арене. Основным «документом-рамкой» долгосрочного развития стран континента выступает «Повестка 2063». Документ был принят в 2013 году и определяет стратегию развития африканских стран вплоть до 2063 года.
Основная повестка встречи в Аддис-Абебе
Участники отметили, что встреча проходила на фоне усиления фрагментации мировой экономики и наличия неразрешенных конфликтов на африканском континенте.
Несмотря на официальную главную тему этого года, связанной с водными ресурсами, политическим центром саммита остаются вопросы мира и безопасности на континенте. Так, конфликты продолжаются в Судане, на востоке Конго, в странах зоны Сахеля, в Ливии.
Сегодня перед союзом стоит задача преодолеть разрыв между юридической базой и ее практической реализацией. Речь идет о переходе от заявлений к реальному воплощению политических и экономических инициатив.
Дополнительное значение приобретает смена председательства. Президент Бурунди Эварист Ндайишимийе готовится возглавить организацию в 2026 году. Его предыдущий опыт работы в региональных структурах и участие в вопросах развития стран зоны Сахеля могут повлиять на акценты повестки, в частности касательно кризисов этом регионе.
Вода как стратегический ресурс
Тема года 2026 сформулирована как «Вода как жизненно важный ресурс для жизни, развития и устойчивого развития». Для стран Африки вода рассматривается не только с инфраструктурной и экологической точек зрения, но и как фактор политической стабильности и экономического развития.
Участники встречи заявили, что изменение климата усиливает засухи и наводнения, снижает сельскохозяйственную продуктивность и обостряет дефицит воды в различных городах региона. По их словам, неэффективное управление водными ресурсами способствует возникновению и продолжению локальных конфликтов, а также приводит к вынужденной миграции.
Репарации
Параллельно саммит продолжил развитие темы 2025 года «Справедливость для африканцев и людей африканского происхождения через репарации». Руководства стран континента делают упор на закреплении в международном праве пунктов, которые касаются периода колониализма, желая, чтобы в международных документах были отражены пункты о признании и критике принудительного труда жителей африканских стран.
Это может сигнализировать о стремлении связать вопросы репараций с проблематикой долговой нагрузки африканских стран. Ключевым остается вопрос реализации: удастся ли перевести моральную аргументацию в измеримые результаты.
Африка и G20
Участники саммита также оценили итоги председательства Южной Африки в «Группе двадцати». Для континента это стало символом присутствия в одном из ключевых экономических форумов. Однако решение президента США Дональда Трампа не приглашать Южную Африку на саммит лидеров G20 в 2026 году поставило под вопрос устойчивость участия африканских стран в подобных мероприятиях.
Политолог Константин Калачёв в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» отметил, что «значение Африканского союза в мировой политике и экономике будет возрастать. Но надо понимать, что объединение это весьма рыхлое, объединяющее страны разного уровня развития, с разными политическими системами, с разнонаправленными интересами.
Общее – это отношение к неоколониализму и расположение на континенте Африка. А еще бедность, хотя среди африканских стран есть и вполне благополучные. Но это скорее исключение.
Во многом рост влияния Африканского союза зависит поддержки, которую могут оказать ему страны БРИКС, в первую очередь, Россия, Китай и Индия.
В условиях перехода от монополярной модели мирового порядка во главе с США к полицентричной системе международных отношений, в основе которой будут положены принципы признания национальных особенностей, взаимного уважения интересов и суверенитета всех без исключения стран мира, в глобальной политике Африка может зазвучать громче. Но для этого во главе угла должна быть африканская солидарность, что с учетом внутренних конфликтов и сложностей межгосударственных отношений не так просто обеспечить».
В мировой экономике глобальные изменения дают возможность крупным интеграционным объединениям и группировкам незападных стран, включая Африканский союз, иметь большую самостоятельность и влияние, тем более с учетом тех ресурсов, которыми они располагают. Но я бы эти перспективы не переоценивал. Слишком уж разные, а зачастую и разнонаправленные интересы у входящих в Африканский союз стран», — резюмировал эксперт.


