Азербайджан предложил новый способ приблизить мирный договор по Карабаху

Азербайджан предложил новый способ приблизить мирный договор по Карабаху ТАСС/Валерий Шарифулин

26 апреля 2023 14:10:00

2069

Ощущение близости окончания карабахского конфликта, казавшегося нескончаемым, становится всё более стойким. По крайней мере, в Баку ведут себя так, словно все детали мирного договора с Арменией уже согласованы, и осталось лишь формально подписать необходимые документы

Вывод об уверенности Азербайджана в урегулировании территориальных вопросов можно сделать из недавней установки контрольно-пропускного пункта в Лачинском коридоре, на единственной дороге, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией.

С декабря прошлого года эту дорогу блокировали люди, называвшие себя экоактивистами и якобы протестовавшие против добычи полезных ископаемых в Карабахе с ущербом для окружающей среды. В Баку не признавали формальной связи с этими активистами. Однако теперь дорога взята под контроль азербайджанскими пограничниками. Тем самым территория Карабаха отрезана от Армении уже с привлечением официальных силовых структур Азербайджана. Это произошло несмотря на то, что фактически часть территории Карабаха пока не контролируется властями страны, и в столице региона Ханкенди (Степанакерт в армянской версии) действуют органы власти непризнанной НКР. В МИД Азербайджана назвали данное решение законным и полностью соответствующим международному праву, напомнив, что Ереван признал суверенитет Азербайджана над этими территориями.

В Армении назвали появление КПП нарушением трёхсторонних соглашений от 9 ноября 2020 года, когда при посредничестве России было достигнуто прекращение огня после 44-дневной войны. МИД Армении даже обратился в Совбез ООН с требованием дать оценку действиям азербайджанской стороны и призвал российских миротворцев не допустить размещение КПП в Лачинском коридоре. Однако нельзя не отметить, что решительные шаги Азербайджан предпринял после недвусмысленных заявлений премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Ереван и в прошлом году, в частности на переговорах в Праге и Сочи, декларировал своё признание территориальной целостности Азербайджана в границах 1991 года. А за несколько дней до последних событий Пашинян сделал это в очередной раз. Выступая в национальном парламенте, он заявил, что мирный договор возможен лишь при окончательном и полном признании территориальной целостности Азербайджана и Армении, включая принадлежность Карабаха Азербайджану. Но глава армянского правительства сделал ремарку, которая кажется важной для понимания курса руководства страны. Он подчеркнул, что мысль об отсутствии у Армении территориальных претензий к кому-либо необходимо внедрить в сознание общества. Это был явный намёк на представителей оппозиции, обвиняющих Пашиняна в «сдаче Карабаха», и ясный сигнал о том, что правительство на уступки сторонникам такой точки зрения идти не намерено.

Хотя аналогичные заявления в Ереване делали и раньше, именно выступление Пашиняна в парламенте азербайджанская сторона решила использовать в качестве повода для следующего шага по восстановлению контроля над Карабахом. Президент республики Ильхам Алиев в тот же день заметил, что позиция Армении по Карабаху в последнее время заметно изменилась и стала ближе к азербайджанской. Руководитель Центра исследования Южного Кавказа Фархад Мамедов уже тогда предположил, что Баку следует предпринять некие реальные действия для закрепления своих позиций, например, установить КПП на Лачинской дороге. Эксперт отметил, что такое развитие событий укладывалось бы в общую схему армяно-азербайджанского урегулирования. По словам Мамедова, процесс этот обычно выглядит следующим образом: Баку делает предложение по мирному урегулированию, Ереван в предложенном виде его отклоняет, затем следует этап привлечения международных посредников, которое обычно ни к чему не приводит, и в итоге Азербайджан добивается своего односторонними действиями. Так, по мнению политолога, должно быть и в этот раз.

Пожалуй, самым масштабным односторонним действием Баку стала та самая война 2020 года, которая сдвинула с мёртвой точки процесс разрешения карабахского конфликта. И в этот раз Баку действительно решил воспользоваться той же тактикой: если не хотите договариваться, мы всё равно сделаем так, как считаем нужным. Источники «Коммерсанта» в российских государственных структурах назвали такое развитие событий закономерным и подтвердили, что выбранный Азербайджаном способ обеспечения своих интересов оказался действенным.

Министерство иностранных дел России осудило установку КПП и призвало стороны вернуться к выполнению договорённостей 2020 года, а также не чинить препятствий для нормальной жизни местного населения. Однако стоит отметить, что Баку в этой ситуации не стремится к конфронтации с Россией. Азербайджанские власти акцентировали внимание на том, что безопасность и правопорядок в Лачинском коридоре военные будут и дальше обеспечивать совместно с российскими миротворцами. В то же время аналитик Сергей Мелконян напомнил, что все ресурсы РФ сейчас сконцентрированы на других внешнеполитических проблемах. К слову, с российской риторикой по вопросу азербайджанского КПП неожиданно оказались солидарны США и Франция. Внешнеполитические ведомства этих стран призвали Баку прекратить провокации и вернуться к исключительно дипломатическим методам решения спорных вопросов. Но США и Франция далеко, а Турция – близко. В отличие от остальных крупных международных игроков, занятых сейчас совсем другими проблемами, Анкара действительно вовлечена в армяно-азербайджанский конфликт и всецело поддерживает Баку. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ранее заявлял, что борьба не будет окончена до полного возвращения Карабаха под азербайджанский контроль. Впоследствии Турция также увязала нормализацию своих отношений с Арменией с необходимостью достижения мира между Арменией и Азербайджаном. С учётом прежних заявлений Эрдогана понятно, что мир этот в представлении Анкары возможен только на азербайджанских условиях. Сейчас же этот вопрос приобретает особую важность для Турции, поскольку вскоре состоятся президентские выборы, и Эрдогану необходимо продемонстрировать успехи в том числе на внешнеполитическом направлении.

Таким образом, препятствий на пути окончательного закрытия карабахского вопроса остаётся всё меньше, а факторов, подталкивающих стороны к достижению договорённостей, наоборот, становится больше. Заведующий сектором Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Вадим Муханов отметил, что Армения пыталась затягивать процесс переговоров по Карабаху, в том числе потому, что решение вопроса на условиях Азербайджана могло спровоцировать протесты внутри Армении. Однако Азербайджан избрал тактику наращивания давления на Ереван, которая в целом сработала. Директор Института Кавказа Александр Искандарян также констатирует, что Пашиняна всё равно обвиняют в сдаче Карабаха, и против его решений часть общества действительно может протестовать, но эту ситуацию эксперт назвал нормальной для армянской политической среды. А на данный момент каких-то энергичных протестов и не наблюдается. Между тем, у Азербайджана остаётся достаточно рычагов воздействия на своего визави, в том числе посредством дестабилизации приграничной обстановки даже вне карабахского региона.

Перестрелки и стычки на разных участках границы происходят регулярно, а в сентябре прошлого года столкновения в районе курортного города Джермук происходили несколько дней и привели к десяткам жертв с обеих сторон. В такой ситуации армянскому руководству приходится выбирать – раз и навсегда отказаться от Карабаха, на который Армения де-юре и так не претендовала, и доверить международному сообществу мониторинг соблюдения прав армян в регионе, либо и дальше сталкиваться с угрозами безопасности уже непосредственно своей территории. И кажется, меньшее из зол Ереван уже выбрал. Если ситуация продолжит развиваться по той траектории, которую обозначила азербайджанская сторона, полный контроль над Карабахом становится делом совсем недалёкого будущего, и тогда подписание всеобъемлющего мирного договора станет необходимостью, более актуальной уже для Армении, будучи единственной реальной гарантией её безопасности в дальнейшем.

Алексей Черников
Теги: Азербайджан, Карабах, договор