Будут ли у протестов против полицейского насилия во Франции какие-то политические последствия?

Будут ли у протестов против полицейского насилия во Франции какие-то политические последствия? interfax/ AP/ ТАСС

30 июня 2023 14:42:00

1225

Во Франции число задержанных в ходе беспорядков, охвативших практически всю страну, достигло 667 человек

Такие данные сегодня привёл министр внутренних дел республики Жеральд Дарманен. Глава МВД призвал правоохранителей бескомпромиссно бороться с погромщиками и отметил, что наблюдаемый сейчас уровень насилия нечасто можно увидеть во Франции. По сообщением с мест событий, участники беспорядков уничтожают полицейские автомобили, поджигают комиссариаты полиции, учебные заведения и другие здания. На кадрах можно заметить баррикады, перегородившие дороги в Париже, а журналисты сообщают о том, что под прикрытием протестов мародёры начали грабить торговые центры.

О серьёзности ситуации говорит и тот факт, что накануне президент Франции Эммануэль Макрон созвал заседание межведомственной кризисной группы для принятия мер по стабилизации обстановки. Протесты, переросшие в беспорядки и погромы, 27 июля спровоцировало убийство подростка полицейскими. Трагедия произошла в пригороде Парижа Нантере, где, согласно заявлению правоохранителей, 17-летний молодой человек, находясь за рулём автомобиля, не подчинился требованию патруля остановиться. По нему был открыт огонь на поражение. После появления этой новости протесты против полицейского произвола начались сначала в самом Нантере, а затем перекинулись на французскую столицу и другие крупные города, включая Марсель, бордо, Страсбург и Тулузу.

При этом, несмотря на накал страстей на улицах, нельзя говорить о том, что власти сосредоточились на подавлении беспорядков и забыли об их причине. Прокуратура признала, что действия стрелявшего полицейского были необоснованными и ходатайствовала о его заключении под стражу на время расследования. Дарманен также выступил категорически против публичных оправданий действий этого полицейского, назвав их пропагандой насилия. К слову, в политических традициях Западной Европы была бы добровольная отставка самого министра внутренних дел, поскольку ошибка его ведомства получила общенациональный резонанс и привела к таким тяжёлым последствиям. Однако пока неясно, будут ли у нынешних беспорядков какие-то политические последствия.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко полагает, что в итоге текущая напряжённость может даже привести к вотуму недоверия правительству или досрочным парламентским выборам.

Впрочем, примеры из недавней французской истории заставляют усомниться в столь радикальных перспективах. Французы традиционно не упускают повода выразить свой протест против действий властей посредством уличных манифестаций, нередко сопровождающихся насилием со стороны наиболее радикальных групп. Стоит напомнить о масштабных протестах «жёлтых жилетов», которые захлестнули страну в 2018-2019 годах. Движение, в которое входили люди со взглядами от крайне левых до ультраправых, зародилось на волне требований сдержать рост цен на топливо. Однако постепенно повестка протестующих расширялась и радикализировалась: они требовали изменения налоговой политики, жёсткого контроля над миграцией и отставки Макрона. Правительство пошло на некоторые уступки, введя мораторий на рост топливного налога, повысив минимальную зарплату и введя дополнительные льготы для малоимущих. Несмотря на размах протестов, этим всё и ограничилось. Эммануэль Макрон, у которого в период протестов «жёлтых жилетов» был достаточно низкий рейтинг, в итоге смог переизбраться на второй срок и продолжить реализацию своего социально-экономического курса.

На этом пути он столкнулся с ещё одной волной недовольства, когда решил наконец провести закон о повышении пенсионного возраста. Пенсионная реформа содержалась в предвыборной программе Макрона и ждала своего часа с 2019 года, однако, когда дело дошло до её принятия, граждане ожидаемо вышли на улицы. Согласно уже принятому закону возраст выхода на пенсию постепенно увеличится для мужчин и женщин с 62 до 64 лет, а если общий трудовой стаж человека не дотягивает до 43 лет, выплаты в полном объёме он сможет начать получать лишь с 67 лет.

На протесты против этих планов вышли миллионы французов, а по призыву крупнейших профсоюзов многие сотрудники сферы образования, транспорта, промышленности и даже госслужащие объявили забастовку. Тогда правительство во главе с премьер-министром Элизабет Борн действительно находилось в шаге от вотума недоверия. По одной из резолюций Национальной ассамблее не хватило 9 голосов депутатов для принятия этого решения. Однако в итоге никаких отставок не произошло, а кабмин принял закон о пенсионной реформе без финального голосования в парламенте, пользуясь ст. 49.3 Конституции Франции. Со времён Шарля де Голля во французском основном законе закреплён значительный перекос в пользу президента и исполнительной власти, чем сейчас и пользуется Макрон, поскольку пропрезидентская фракция «Вместе» абсолютного большинства в парламенте не имеет.

Этот экскурс в недавнее прошлое нужен был для того, чтобы подчеркнуть, что массовые протесты во Франции не являются редкостью, и порой власти идут на определённые уступки протестующим, однако даже более масштабные выступления, чем сейчас, к отставкам высших должностных лиц или досрочным выборам не приводили.

Правда, сейчас и повод для недовольства несколько нетипичный для Франции. Полицейское насилие и ответная реакция граждан скорее свойственны для США, где правоохранители куда чаще действуют чересчур брутально. Однако в Штатах эта проблема объясняется в том числе правом на свободное ношение оружия, в связи с чем полицейские обоснованно подозревают угрозу своей жизни при неподчинении их приказам. Для Франции проблема взаимоотношений полиции и граждан не стояла так остро, но, вероятно, ситуация может измениться.

Гипотеза Оленченко о том, что реальной причиной для протестов стала неудовлетворительная социально-экономическая ситуация в стране и чрезмерная увлечённость руководства украинской повесткой, из-за чего любой мало-мальски значимый повод приводит к масштабным протестам, имеет право на существование, но представляется неосновной. Экономическая ситуация во Франции сейчас непростая, но всё-таки отнюдь не катастрофическая, а инфляционный пик, по всей видимости, уже пройден. Поэтому вспышка недовольства, скорее всего, относится к иной сфере. Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский объясняет, что большой поток мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, далеко не все из которых готовы интегрироваться во французское общество, порождает возрастающие проблемы с поддержанием правопорядка. Полиция и жандармерия вынуждены не всегда успешно искать баланс между эффективностью своих действий и соблюдением норм законности и соразмерности применения силы.

Профессор публичного права во Франции Карин Беше-Головко добавляет, что проблемы межэтнического и межрелигиозного взаимодействия становятся средством для набора популярности в массах у некоторых политических сил, намеренно педалирующих эту тему и разжигающих рознь. Она отметила тенденцию своего рода американизации французского общества в аспекте расово неравномерного применения силы полицией. Конечно, пока рано говорить о формировании во Франции какого-то массового движения, выступающего резко против миграции или, наоборот, решительно лоббирующего права некоренных жителей наподобие BLM в США. Но этот вопрос определённо становится всё более заметной политической проблемой. Если бы в ближайшее время были намечены общенациональные выборы, происходящие сейчас события могли бы усилить поляризацию электората и, возможно, добавить симпатий правым партиям. Однако избирательный цикл только-только завершился в 2022 году, когда прошли президентские и парламентские выборы. Эммануэль Макрон вообще может особо не опасаться за свои политические перспективы, поскольку на пост президента в третий раз он в любом случае не смог бы выдвинуться по закону. Правительство, как уже отмечалось выше, также продемонстрировало свою устойчивость перед лицом куда более масштабных протестов. Единственное важное изменение, которого можно ждать на фоне текущих событий – скорое принятие закона об ужесточении контроля за миграцией и более строгих мерах против иностранцев, совершивших преступление во Франции. Однако этот закон и так находился в стадии обсуждения, и убийство подростка алжирского происхождения вкупе с последующими протестами может лишь ускорить этот процесс.

Алексей Черников
Теги: Протесты, Франция, задержания