Как будет развиваться политика Турции в Центральной Азии
01 июля 2023 19:40:00
Лидеры Туркменистана и Турции Сердар Бердымухамедов и Реджеп Тайип Эрдоган провели телефонные переговоры, в ходе которых дали высокую оценку двусторонним отношениям и подтвердили курс на дальнейшее укрепление сотрудничества на основе доверия и взаимного уважения. Бердымухамедов подчеркнул, что отношения с Турцией являются одним из важнейших векторов внешней политики Туркменистана
Это стремление к наращиванию сотрудничества отражается и в статистике. В 2022 году товарооборот между двумя странами увеличился на 21,8%, а за первые 3 месяца 2023 года – ещё на 24,7%. Анкара и Ашхабад поставили цель довести объём годовой торговли до 5 млрд долларов, что будет весьма значительной цифрой для сравнительно небольшой туркменской экономики.
Одним из основных направлений будущего развития может стать энергетика, в чём заинтересованы не только Туркменистан и Турция, но и Европа. Во время недавнего саммита Организации тюркских государств председатель Халк Маслахаты (парламент Туркменистана), отец действующего президента Гурбангулы Бердымухамедов рассказал, что Ашхабад уже сейчас готов рассмотреть проект газопровода в Турцию, параллельно которому можно проложить также линию электропередачи. Вероятно, речь идёт о Транскаспийском газопроводе, который должен пройти из Туркменистана по дну Каспийского моря в Азербайджан, а далее в Турцию.
Этот проект в последнее время получил сразу несколько импульсов развития. Сначала Азербайджан и Туркменистан договорились о разделе нефтегазового месторождения на дне Каспия, в прошлом служившего предметом споров, а затем в ЕС разразился энергокризис из-за противостояния с Россией, и европейские страны теперь будут рады любым альтернативным источникам поставок природного газа.
К слову, Турция решила воспользоваться ситуацией и предложить себя в качестве ключевого энергетического партнёра Евросоюза. Турция одновременно начинает разрабатывать собственные недавно обнаруженные запасы газа и готовит инфраструктуру для запуска крупного газового хаба. Ожидается, что в этот хаб будет поступать голубое топливо из разных стран для дальнейшей продажи в Европу на конкурентной основе. Туркменистан с его гигантскими запасами должен стать одним из ключевых участников этого проекта.
Транскаспийский газопровод в декабре 2022 года обсуждался на высшем уровне в ходе саммита лидеров Турции, Туркменистана и Азербайджана в Туркменбаши. С 2018 года «в казахстанском Актау после 22 лет переговоров была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Она наделила прикаспийские страны правом прокладывать трубопроводы и подводные кабели по дну моря, для чего вроде бы не требуется согласия всех прибрежных стран, а только тех, через сектора которых они будут проходить – с ними надо «согласовывать» проект».
Не стоит сбрасывать со счетов и другие сферы взаимодействия. Турецкий и туркменские народы близки этнически и по языку, что открыло широкие возможности для культурного и образовательного сотрудничества. Тысячи туркменских студентов учились и учатся в турецких вузах, а для трудовых мигрантов из Туркменистана Турция является одной из наиболее привлекательных стран.
Между тем, туркменское направление является лишь составной частью более широкой стратегии по усилению турецкого влияния на постсоветском пространстве. Доцент кафедры мировой политики Томского госуниверситета Артём Данков напоминает, что сближение Турции с новыми независимыми тюркскими государствами началось сразу после распада СССР, а затем постепенно приобретало всё более системный и взаимовыгодный характер. С приходом к власти Эрдогана, обладающего большими внешнеполитическими амбициями, политика на центральноазиатском направлении ещё больше активизировалась. Сегодня Турция является вторым по значимости после РФ центром притяжения для трудовых мигрантов не только для Туркменистана, но также для Узбекистана и Кыргызстана. Кроме того, турецкие высококлассные специалисты и инвесторы активно участвуют в реализации транспортных и инфраструктурных проектов в ЦА. Этот регион обладает большим потенциалом для транзита китайских товаров через Турцию на Запад, для чего необходимо активно развивать логистику. Для самих стран Центральной Азии Турция также является привлекательным рынком сбыта, о чём свидетельствует быстро растущий товарооборот. В будущем Анкара рассчитывает создать единое культурно-образовательное, деловое и энергетическое пространство с этими государствами, в чём и выражается политика пантюркизма, к сторонникам которой относится Эрдоган.
Также Турция в последнее время всё активнее вовлекает страны Центральной Азии и Закавказья в единую политику в сфере обороны и безопасности. Так, турецкие военные проводят совместные учения с коллегами из Азербайджана, Кыргызстана и других стран региона, а в рамках военно-технического сотрудничества в государства Центральной Азии поставляются боеприпасы и военная техника. Для некоторых видов военного оборудования создаются предприятия по совместному производству. Военнослужащие, в том числе командный состав армий государств ЦА, проходят обучение в специализированных турецких заведениях.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский уверен, что это направление турецкой политики напрямую противоречит интересам РФ, поскольку способствует вытеснению России из региона. Эксперт напомнил, что Турция также является активным членом НАТО, а в задачи альянса как раз входит всестороннее ослабление России.
Экономическая и военно-политическая экспансия Турции на постсоветском пространстве создаёт немало рисков в плане столкновения интересов с Китаем, у которого есть свои виды на Центральную Азию. Однако итоги недавних президентских выборов в Турции не оставили надежд на то, что Анкара может сбавить обороты на данном направлении. Аналитики обратили внимание на то, что внешняя политика, и в частности консолидация тюркского мира стали важными элементами предвыборной кампании. Поскольку Эрдоган сохранил свой пост, можно не сомневаться, что прежний напористый внешнеполитический стиль сохранится.
Политтехнолог Виктор Васильев предостерегает, что усиление турецкого влияния и насыщение Центральной Азии вооружениями может привести к конфликтам в регионе. Однако отступать от своих амбициозных целей Анкара явно не намерена.
Алексей Черников