Договорились договариваться. Украинская и российская делегации решили продолжать переговоры, но огонь не прекращён
01 марта 2022 00:00:00
К вечеру 28 февраля наконец стало известно, что переговоры украинской и российской делегаций завершились. Они прошли в три раунда и с перерывами длились более 5 часов. Однако об их конкретных итогах сказать практически нечего
Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк коротко сообщил, что члены делегаций уезжают в Киев и Москву для консультаций. Украину на встрече, помимо Подоляка, представляли министр обороны Алексей Резников, председатель фракции «Слуги народа» в Верховной раде Давид Арахамия и несколько других чиновников. От имени России договариваться прибыла делегация во главе с помощником президента и экс-министром культуры Владимиром Мединским. Мединский туманно намекнул на некие позитивные сдвиги, заявив, что якобы были найдены точки, по которым в будущем могут быть достигнуты договорённости. О чём именно идёт речь, чиновник не уточнил, добавив, однако, что главным итогом стало решение продолжить переговоры. Следующий раунд должен состояться в ближайшие дни на польско-белорусской границе.
Сама организация вызвала противоречия. Москва заявила, что переговоры должны пройти в белорусском Гомеле. В Киеве такой формат выбора места встречи отвергли. Президент Зеленский сказал, что для переговоров подходит любой город в стране, из которой в Украину не летят ракеты. Украинской стороной было предложено несколько вариантов от Варшавы до Баку, которые Кремль, похоже, даже не рассматривал.
Тем временем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков объявил, что Киев якобы сам предложил белорусский город Гомель в качестве места встречи. Более того, туда уже выдвинулась российская делегация, которая ждёт украинцев. В российских СМИ началась кампания под заголовками «Зеленский отказывается от переговоров», а Песков заявил, что поблажек Украине больше не будет, и спецоперацию приостанавливать не станут. В итоге встречу договорились провести на берегу реки Припять, на украино-белорусской границе. При этом точное место не раскрывалось.
Повестка встречи вызвала ещё больше вопросов, чем её локация. Сперва глава МИД России Сергей Лавров сказал, что Россия пойдёт на переговоры лишь после того, как ВСУ сложат оружие. Затем это условие российской стороны плавно ушло из медийного пространства. Владимир Зеленский говорил, что украинская делегация едет на встречу без предварительных условий. Однако советник главы офиса украинского президента, ранее бывший представителем Киева в трёхсторонней контактной группе по Донбассу, Алексей Арестович озвучил цель Украины на этих переговорах – прекращение огня и вывод всех российских войск с международно-признанной территории республики, включая Крым и Донбасс. Сегодня Владимир Путин в беседе с французским коллегой Эммануэлем Макроном перечислил необходимые условия для урегулирования ситуации на Украине. Президент РФ подчеркнул, что это возможно «только при безусловном учете законных интересов России в сфере безопасности»: признании российского суверенитета над Крымом; демилитаризации и денацификации украинского государства; обеспечении нейтрального статуса Украины.
Ясно, что с такими взаимными амбициями вряд ли был смысл рассчитывать на успех консультаций.
Учитывая, что Российская Федерация на данный момент не намерена прекращать спецоперацию до достижения своих целей, а Украина по-прежнему полна решимости продолжать свои действия, вряд ли можно было ожидать чего-то большего, чем договорённость о продолжении контактов. Поэтому озвученный Мединским итог можно считать своеобразным успехом, максимальным из возможных. А результат конфликта, к сожалению, по-прежнему формируется на полях сражений. Российские прогосударственные СМИ и сегодня открыто декларируют реальные цели спецоперации – радикальное изменение внешнеполитического курса Украины с евроатлантического на промосковский и установление устраивающей Кремль внутриполитической структуры, исключающей любое влияние националистических сил и политических объединений, ориентирующихся на Европу и США. Такие глобальные задачи, если речь идёт о суверенном государстве, вряд ли можно решить исключительно путём переговоров. Поэтому крайне интересно, какими именно станут темы следующих консультаций, если они действительно состоятся в ближайшие дни, и будет ли на них достигнуто что-либо ещё кроме такого же заявления о «продолжении переговоров» на фоне непрерывных боёв.
Алексей Черников