Европа готова к забегу по санкционным граблям

Европа готова к забегу по санкционным граблям Фото © «Гражданские силы.ру»

18 мая 2023 21:40:00

2122

Глава Еврокомиссии пообещала новый пакет антироссийских санкций. Похоже, в этот раз они коснутся в основном международных партнеров РФ

Украина с недавних пор не празднует День Победы 9 мая, тем не менее, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в этот день явилась в Киев с подарком. По ее словам, брюссельские чиновники приступают к формированию очередного, одиннадцатого, пакета антироссийских санкций. Есть только одна проблема: евробюрократы так разогнались в последние два года, что подвергать санкциям, в общем-то, уже и нечего.

Напомним, санкционная горячка началась в Брюсселе вскоре после присоединения Крыма к России в марте 2014 г. Поначалу было сформировано три пакета санкций против физических и юридических лиц. В течение последующих восьми лет санкции в рамках этих пакетов уточнялись и расширялись. А в феврале прошлого года Европу прорвало: пакеты санкций, в том числе и секторальных, следовали друг за другом.

Десятый пакет санкций был введен в действие в феврале этого года, и с его появлением Россия оказалась страной, против которой введено максимальное количество ограничений – более 14 тысяч. Для сравнения: против Северной Кореи введено около 2 тысяч, а против Сирии – 2,5 тысячи санкций.

Следует заметить, что продуманность первых после начала СВО пакетов санкций и скорость их появления свидетельствует, что еврочиновники провели хорошую предварительную подготовку. Некоторые из введенных ограничений действительно оказались довольно болезненными и могли бы причинить больше вреда, если бы с 2014 г. в России не началась превентивная работа по предотвращению возможного ущерба. Но после десятого пакета фантазия брюссельских бюрократов, похоже, иссякла.

То, что новые идеи брать неоткуда, признал даже глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель: «Было бы странно, если бы через год с начала вторжения у нас осталось бы больше вариантов. Мы действовали поэтапно – возможно, иногда даже слишком поэтапно».

Но вот, о чем Боррель и другие лидеры ЕС предпочитают не вспоминать, так это о том, что введенные санкции действуют как-то неправильно, сильнее ударив по европейской экономике, чем по российской. России удалось довольно быстро переориентировать свои экспортные потоки с Запада на Восток. Так, например, по итогам 2022 г. был зафиксирован рекордный рост товарооборота с Китаем, составивший 29 процентов к предыдущему году. Активно развивается торговля с Индией, Турцией, Ираном и т.д.

В расчете нанести смертельный удар российской экономике, в декабре прошлого года страны ЕС установили т.н. «потолок цен» на российскую нефть в размере 60 долларов за баррель.

«G7 и все государства – члены ЕС приняли решение, которое еще сильнее ударит по доходам России. Это также поможет нам стабилизировать мировые цены на энергоносители, что принесет пользу странам по всему миру, которые в настоящее время сталкиваются с высокими ценами на нефть», — прокомментировала тогда это решение глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Получилось, правда, как обычно: российская нефть ушла с европейского рынка, зато такие страны, как Турция и Китай внезапно нарастили поставки углеводородного топлива – конечно, по ценам, далеко превосходящим нефтяной потолок.

Почти столь же большие надежды западные чиновники связывали с уходом из РФ высокотехнологичных компаний и их товаров. Но и здесь как-то не сложилось. По подсчетам экспертов, лишь около 10% западных компаний покинули Россию окончательно и бесповоротно, остальные же либо ищут возможность остаться, например, проведя ребрендинг своих товаров, либо стараются сохранить возможность быстрого возвращения.

На днях ряд иностранных изданий, как говорится, «подсчитали – прослезились», обнаружив, что группа соседствующих с Россией стран отлично зарабатывают на организации т.н. «параллельного экспорта». Так, британский The Spectator пишет: «Европа сама заплатила высокую цену за частичный бойкот российской нефти и газа. Стало ясно, что в то время, как Запад был заинтересован в экономической войне, остальной мир — нет. Поскольку экспорт нефти и газа в Европу сократился, Россия быстро увеличила свой экспорт в Китай и Индию, которые предпочли покупать нефть со скидкой, а не противостоять вторжению в Украину. Хуже того, часть российской нефти, экспортируемой в Индию, по-видимому, была перекачана обратно в Европу».

Это же издание, ссылаясь на немецкий Bild, обращает внимание на резкий рост торговли Германии с рядом постсоветских стран.

«Расследование выявило тревожный рост экспорта в страны, граничащие с Россией. Например, импорт немецких автомобилей в Казахстан в период с 2021 по 2022 год вырос на 507%, а в Армению — на 761%. Экспорт химической продукции в Армению увеличился на 110 %, а в Казахстан — на 129 %. Продажи электротехнического и компьютерного оборудования в Армению выросли на 343 %».

Объемы параллельного импорта беспокоят и Financial Times: «Этот метод сохранил Москве доступ к важнейшим европейским товарам, включая авиакомплектующие, оптическое оборудование и газовые турбины. Наш анализ подтвердил, что именно подсанкционные товары гораздо чаще становятся «призраками». Эти товары подчеркивают, насколько сложно перекрыть России доступ к стратегическим позициям даже с учётом согласованных ограничений на уровне G7».

По-видимому, очередной пакет антироссийских санкций как раз и будет ориентирован против иностранных партнеров РФ. В частности, одними из первых могут пострадать авиаперевозчики. Запрет на полеты российских авиакомпаний в Европу и США – и зеркальный запрет полетов европейских и американских перевозчиков над Россией – был одним из первых санкционных запретов, которыми обменялись стороны.

Год спустя европейские авиаторы, подсчитав убытки, обратились в Еврокомиссию с требованием запретить китайским самолетам летать над Россией. Азиатское направление – на фоне давнего и все углубляющегося экономического кризиса на Западе – становятся все выгоднее. А облетать РФ, как выяснилось, очень дорого.

В пятницу, 12 мая, стало известно, что страны ЕС намерены ужесточить энергетические антироссийские санкции. Очевидно, речь идет о т.н. «теневых» — т.е., не застрахованных западными компаниями и не принадлежащих им танкерах. Флот этих судов значительно возрос в последнее время, и именно их подозревают в перевозке санкционной российской нефти. Им могут запретить швартоваться в европейских портах.

Кроме того, по утверждению агентства Bloomberg, в санкционный список ЕС попадут 35 компаний и 70 человек из ряда стран от Индии и Китая до Армении и Узбекистана, якобы «помогающие» России обходить санкции. Более того: вероятно, Еврокомиссия заодно ограничит экспорт товаров двойного назначения и высокотехнологичного оборудования в страны, заподозренные в помощи России по обходу санкций.

Словом, наблюдая за усилиями западных бюрократов нанести максимальный ущерб России, невозможно избавиться от ощущения, что за год санкционной войны они ничего не поняли и ничему не научились. Европа и США давно не в том положении, чтобы диктовать свою волю остальному миру. Так, например, Китай уже предупредил Еврокомиссию о последствиях, которые вызовет попытка давления на его компании. Вряд ли станут молчать и Турция с Индией, чьи компании сейчас получают нежданный доход от перепродажи российских углеводородов.

Тем не менее, брюссельские чиновники вновь готовы радостно прыгнуть на санкционные грабли.

Илья Никонов
Теги: Европа, Евросоюз, санкции, Россия