Иран ответил на санкции угрозой выхода из ядерного соглашения

Фото: Israelislamandendtimes.com

15 августа 2017 12:06:14

2292

«Мы выйдем из ядерного соглашения, если американцы расширят антииранские санкции».

Об этом заявил в эфире государственного телевидения Ирана президент страны Хасан Раухани.

По его словам, «неудачный опыт санкций уже усаживал предыдущие американские администрации за стол переговоров.

«Если они хотят вернуться к этому, и не через месяцы, а через несколько часов или дней, мы вернемся к прошлой ситуации», — добавил Раухани.

1 августа правительство Ирана обратилось в ООН с жалобой на США, обвинив администрацию Трампа в нарушении соглашения по ядреной программе. Незадолго до этого, 18 июля, США ввели против Ирана дополнительные санкции, введя в «черный список» еще 18 иранских юридических и физических лиц, так или иначе причастных к ядерной программе. Правда, при этом в Вашингтоне подчеркивают, что новые санкции не имеют отношения к совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе, подписанному в середине июля 2015 года Ираном и странами-посредниками,  США, Россией, Великобританией, Францией, Германией и Китаем. Соглашение предусматривало замораживание Тегераном работ в области обогащения урана, в обмен на отмену некоторых ограничительных мер в отношении Ирана.

Ранее Тегеран ответил на введенные против него Вашингтоном санкции увеличением финансирования своей ракетной программы.

«Американцы должны знать, что это наша первая мера по противодействию террористическим и авантюрным действиям США в ближневосточном регионе», — заявил тогда спикер иранского парламента Али Лариджани.

Речь идет о принятом 13 августа меджлисом Ирана законе о дополнительном финансировании иранской ракетной программы в размере 250 миллионов долларов и увеличении финансирования зарубежных операций Корпуса стражей исламской революции, участвующего в борьбе с запрещенной в России международной террористической группировкой ИГ в Сирии на стороне правительства Асада.

Как сообщает государственное ТВ Ирана, Тегеран уже подготовил список из 16 мер в качестве ответного шага против инициированных Вашингтоном санкций.

«Некоторые из ответных шагов коснутся наших вооруженных сил», — предупредил 3 августа в эфире Иранского государственного телевидения заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, — «С введением этих санкций была нарушена ядерная сделка, и нарушили эту сделку США».

«У Тегерана есть много способов ответить на американские санкции», — заметил тогда же в интервью Reuters советник президента Ирана по международным делам Акбар Велаяти.

Судя по сообщениям иранских СМИ, Тегеран может в ближайшие дни обнародовать свой «черный список» американских компаний и физических лиц. Кроме того, меджлис уже принял закон о выделении 520 миллионов долларов на дальнейшую разработку ракетной программы.

Таким образом, своей политикой давления и санкций Вашингтон добился обратного эффекта, когда вводимые американцами ограничительные меры становятся поводом для наращивания ракетно-ядерной программы Тегерана и активизации его действий в Сирии. По мнению Вашингтона, Иран поддерживает там террористические организации, имея в виду, в первую очередь, воюющий в Сирии  на стороне Асада «Хезболлах», одной из главных целей которого остается уничтожение стратегического союзника США на Ближнем Востоке, Государства Израиль.

Решительные действия Тегерана в ответ на санкции могут заставить США вернуться к дипломатическому решению конфликта, однако, судя по последним заявлениям госсекретаря Рекса Тиллерсона, США продолжают считать Иран «террористическим государством», и вряд ли откажутся в обозримом будущем от политики санкций в отношении Тегерана.

В Вашингтоне не раз заявляли, что ждут от Москвы большего давления на Иран, предполагая, что Россия может заставить иранское руководство отказаться от развития ракетно-ядерных программ. Однако у России уже сейчас есть в Иране немалые экономические интересы, касающиеся развития иранской атомной энергетики и военных поставок иранской армии, считающейся одной из самых сильных в регионе. Кроме того, Иран остается потенциально важнейшим партнером Москвы, старающейся усилить свое влияние и в Малой Азии, и на Ближнем Востоке. А потому было бы наивно ожидать от Кремля какого-либо «давления» на Тегеран, который Россия, скорее, будет использовать как средство давления на США и их союзников в этом регионе. Во всяком случае, пока в Москве воспринимают шаги Ирана по возобновлению ракетно-ядерной программы, как вполне логичный ответ на агрессивные действия американской администрации.

Не исключено, что какие-то силы в Вашингтоне предпочли бы более мягкий вариант развития отношений с Ираном, однако нельзя не учитывать влияния сильного произраильского лобби в правительстве и Конгрессе США, опасающегося усиления Ирана, не скрывающего своего желания стереть Израиль с лица земли. Это означает, что и Дональд Трамп, и его команда будут по-прежнему считать Иран одним из главных врагов Америки, и не изменят свою политику в отношении этой страны, что еще больше усилит напряженность во всем ближневосточном регионе.  

Петр Сергеев
Теги: Иран, США, санкции, ядерная программа