Пойдут ли на спад беспорядки, охватившие несколько стран Европы?
03 июля 2023 14:51:00
Беспорядки, продолжающиеся во Франции с 27 июня, вроде бы медленно идут на спад, однако говорить о полной стабилизации ситуации и тем более о решении тех проблем, которые привели к всплеску уличного насилия, ещё, похоже, слишком рано
Вывод о том, что во французские города постепенно возвращается спокойствие, министр внутренних дел республики Жеральд Дарманен сделал в том числе на основании статистики задержаний. Если в ночь с пятницы на субботу аресту подверглись свыше 1300 протестующих и погромщиков, то на следующую ночь число задержанных снизилось до 700. Правда, даже если обстановка действительно начинает улучшаться, радикальные манифестанты и мародёры уже нанесли достаточный ущерб во многих регионах страны.
Протесты начались после того, как в одном из пригородов Парижа полицейские застрелили 17-летнего подростка алжирского происхождения. Сами правоохранители утверждали, что находившийся за рулём молодой человек не подчинился их требованиям и даже попытался наехать на стражей порядка, однако видеозапись инцидента опровергает наличие какой-либо угрозы жизни полицейских. Местная прокуратура также признала, что применение оружия на поражение было неоправданным. Подозреваемых на время следствия заключили под стражу. Однако беспорядки это не остановило. Причём, как это нередко бывает, к недовольным примешались вандалы и мародёры, которые поджигают и разграбляют не только полицейский транспорт или здания, хоть как-то связанные с госвластью, но и школы, торговые центры, автобусы и припаркованные частные автомобили. Властям пришлось задействовать полицейский спецназ и бронетехнику для усмирения погромщиков.
Поскольку в беспорядках участвует преимущественно молодёжь, часто не достигшая 18 лет, Минюст Франции напомнил родителям об уголовном наказании за ненадлежащее воспитание детей. Президент Эммануэль Макрон также призвал французов следить за подростками и не позволять им принимать участие в беспорядках.
Главе государства пришлось экстренно прервать своё участие в саммите в Брюсселе и отменить визит в Германию, чтобы вернуться в Париж и на месте координировать работу профильных структур. Сегодня Макрон выразил надежду на то, что силам правопорядка вскоре удастся взять ситуацию под контроль.
Многие наблюдатели обвинили президента в слишком запоздалой и невнятной реакции. Однако, как отмечали ранее, политические последствия нынешних протестов представляются крайне ограниченными и вряд ли выразятся в правительственном кризисе, громких отставках или перевыборах. Это тем более вероятно, что выполнить политические требования протестующих довольно проблематично при отсутствии их чётких формулировок. Ведь, как заметили в том числе в семье убитого подростка, его смерть была воспринята как повод для грабежей и вандализма, а не для цивилизованного протеста, для которого во Франции достаточно возможностей. Поэтому говорить о каких-то уступках руководства страны таким протестующим вряд ли приходится.
Эту точку зрения разделяет и политолог Константин Калачёв, который в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» напомнил, что подобные протесты происходят далеко не в первый раз, и текущая ситуация не приведёт к каким-то тектоническим сдвигам во французской политике.
«Не будет ни отставок, ни перевыборов. Не первые протесты. Вскоре всё утихнет. Политические последствия наступят нескоро. Понятно, что на теме «погреют руки» и крайне левые, и крайне правые. Но я бы не драматизировал», — отметил эксперт.
Действительно, активность крайних политических сил на фоне сложившейся ситуации уже заметна. Они явно пытаются набрать очки у электората и продемонстрировать недееспособность действующей власти. Лидер ультраправой партии «Реконкиста» Эрих Земмур назвал происходящее «этническим бунтом» и заявил, что во Франции наблюдается начальный этап гражданской войны. Такие оценки выглядят явно алармистскими, однако определённые проблемы во французском обществе действительно существуют и порой приводят к таким печальным последствиям. Правозащитные организации, оценивающие ситуацию более трезво, указывают на расовые предрассудки полиции и периодическое чрезмерное насилие в отношении представителей небелого населения.
«Не все молодые люди — ангелы; не все полицейские — расисты. Но у молодого человека североафриканского происхождения в 20 раз больше шансов быть остановленным и допрошенным полицией во Франции, чем у молодого белого человека», — констатирует издание The Local France.
Впрочем, у проблемы есть и обратная сторона. Далеко не все мигранты, прибывающие из стран Африки и Ближнего Востока, успешно интегрируются во французское общество и находят легальные способы заработка. В результате часть молодёжи радикализируется на религиозной почве или объединяется в банды, добывающие средства к существованию разными способами вне правового поля. Это и порождает повышенную подозрительность полицейских в отношении лиц в том числе североафриканского происхождения.
Профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Евгения Обичкина добавляет, что ситуация усугубляется социально-экономическим кризисом, выталкивающим в криминальную среду ещё больше молодёжи. Это ведёт к ужесточению действий полиции и более резкой ответной реакции бедных слоёв общества.
Конечно, об апокалиптических сценариях вроде гражданской войны говорить не приходится, и нынешняя волна протестов, вполне вероятно, схлынет, как и предыдущие. Однако определённые оргвыводы в сфере контроля над миграцией, мер поддержки малоимущих и нюансов работы полиции властям, судя по всему, придётся сделать. Тем более что до следующих выборов у президента и парламента времени на это хватит. Между тем, как и предупреждали специалисты, пример французских протестов оказался заразительным. Доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова отмечала, что высока вероятность распространения беспорядков на соседние страны франкоязычной среды, где также много мигрантов из Африки и арабских стран. Впоследствии так и получилось. В соцсетях распространились призывы «сделать как во Франции», после чего погромы и столкновения с полицией начались в соседних Швейцарии и Бельгии. О задержанных хулиганах и подожжённых магазинах сообщили в Лозанне, в Брюсселе группа радикальной молодёжи также успела сжечь несколько автомобилей до вмешательства полиции. Однако там протесты носят очаговый характер, число участников не превышает одной-двух сотен, а задержанных – около 30 человек. Поскольку собственного повода для вспышки недовольства, аналогичного убийству французского подростка, там нет, широкого распространения протестов ожидать вряд ли стоит. Говоря о Франции, Романова также считает, что беспорядки пойдут на убыль. По словам политолога, французские власти обычно дают протестующим возможность «выпустить пар» и затем постепенно берут ситуацию под контроль, избегая введения чрезвычайных жёстких мер. По всей видимости, так будет и на этот раз.
Алексей Черников