Кто ищет «русский след» в Черногории
20 февраля 2017 09:59:06
Одно из древних правил масс-медиа гласит: «если нет сенсации сегодня, возьми вчерашнюю сенсацию, оберни ее в новую упаковку и продай, как свежую новость».
Старая песня о главном
Именно так и поступили некоторые западные и черногорские СМИ, вспомнив в феврале 2017 года вышедшие в октябре прошлого года публикации о «попытке покушения русских и сербских националистов на премьер-министра Черногории Мило Джукановича». Вот и британская «The Telegraph» вдруг решила напомнить читателям старую сенсацию.
«Накануне выборов премьер-министра Черногории 16 октября в Подгорице были арестованы четырнадцать сербов, готовивших государственный переворот», — пишет газета, – «Власти Черногории утверждают, что за этим стоят русские националисты. Но заговор был раскрыт за несколько часов до его реализации. Как сообщают наши анонимные источники, американские и британские разведслужбы собрали доказательства причастности России к этой попытке переворота. Таким образом, Россия хочет саботировать предстоящее вступление Черногории в НАТО».
Об этом тут же вспомнила и «The Guardian», поведавшая, что «позже сербы тайно депортировали в Россию двух русских, участвовавших в заговоре, после того, как 28 октября в Белграде побывал тогдашний шеф ФСБ Николай Патрушев, извинившийся перед сербами за действия, несанкционированные Кремлем».
По какому-то волшебному стечению обстоятельств, старую «сенсацию» в эти же дни реанимировала и выходящая в Подгорице черногорская газета «Vjesti».
«28 сентября 2016 года два русских агента, Попов и Широков, встретились в Москве с лидером националистической партии «Сербские волки» Александром Синджеличем, - сообщили «Vjesti». – Русские представили Синджеличу план переворота, и проинструктировали, как устроить беспорядки в Черногории. Они же поручили Синджеличу найти в Сербии как можно больше людей для участия в заговоре, а командовать ими должен был бывший командующий сербской жандармерией Дикич. Также Синджеличу поручили купить оружие и униформу для заговорщиков, на что он получил более 200 тысяч евро…».
Все эти удивительно подробные рассказы сопровождались пространными комментариями черногорских прокуроров Велько Ратовича и Миливое Катнича. Общий смысл их рассуждений сводился к тому, что некие супостаты хотели помешать стороннику вступления Черногории в НАТО Мило Джукановичу стать премьер-министром. Правда, никаких конкретных доказательств причастности России к этому «заговору» прокуроры не приводили. Возможно, потому, что никаких доказательств у них не было, и нет.
Словом, кому-то опять понадобилось вспомнить «шпионскую историю», почему-то как две капли воды, похожую на еще одну страшилку образца девятилетней давности о «покушении на Джукановича». И тогда о «подготовке к покушению» с упоением писали все те же «The Telegraph», «The Guardian» и «Vjesti».
Потом эта душераздирающая история забылась, и о ней не вспоминали до февраля 2017 года. А в феврале публикации о «покушении» вновь появились на страницах тех же британских и черногорских газет.
С чего бы такая синхронность? Почему даже в соседней Сербии ничего неизвестно о подробностях деятельности «сербских и русских заговорщиков»? И почему еще осенью 2016 года даже в самой Черногории многие усомнились в реальности подготовки покушения на Джукановича, а официальный представитель российского МИДа Мария Захарова назвала «The Guardian» «вруном дня»?
Наконец, были ли вообще «русские агенты», или речь идет о самодеятельности какой-то группы националистов, возжелавших «помочь» оппозиции выиграть выборы в Черногории в октябре 2016 года? А может, правы те, кто говорит, что все эти «покушения», - всего лишь «многоходовка» самого Мило Джукановича, решившего таким образом поднять себе цену в глазах западных хозяев, и заодно ускорить вступление Черногории в НАТО?
«А мне уж в НАТО невтерпеж…»
Маленькая Черногория до сих пор оставалась единственной страной с выходом к Адриатике, не входящей в НАТО.
Если в нынешнем году Черногорию примут в альянс, это будет первое за последние девять лет расширение НАТО после вступления туда Хорватии и Албании.
Официальное приглашение в альянс Черногория получила 2 декабря 2015 года. Тогда МИД России назвало это «откровенно конфронтационным шагом», но ни главный черногорский фанат НАТО Мило Джуканович, ни, тем более, брюссельские чиновники альянса предпочли не обращать внимания на реакцию Москвы. Правда, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 1 декабря 2016 года заявил, что «любое вмешательство России может лишь упрочить членов блока в решимости принять Черногорию в свои ряды». Но Россия вмешиваться и не собиралась. В Кремле, конечно, бурной радости по этому поводу не испытывали, но справедливо посчитали, что членство в НАТО – дело Черногории.
В середине февраля 2016 года в Брюсселе прошли уже окончательные переговоры о вступлении Черногории в НАТО. Теперь очередь была за 28 странами блока и Черногорией, которые должны были ратифицировать протокол о новом члене альянса. Параллельно Мило Джуканович делал все, чтобы понравиться будущим коллегам по альянсу. Например, Черногория, даже не будучи членом ЕС, стразу присоединилась к антироссийским санкциям Евросоюза. Правда, не все шло так гладко, как хотели бы Джуканович и его друзья в Брюсселе.
Как только стало известно о приглашении в альянс, оппозиция в Черногории устроила серию митингов, на которых потребовала провести референдум о вступлении в НАТО.
«Не будет никакого референдума, — заявил Джуканович, — «Через референдум в НАТО вступали только три страны, а нам достаточно решения парламента».
Премьер-министр не соврал: почти за семь десятков лет существования альянса, референдум о вступлении в НАТО проходил только в трех странах: в Венгрии (поскольку этого требовала венгерская Конституция), в Словении и Испании (правда, испанцы провели референдум «задним числом», уже после официального вступления страны в НАТО).
Мило Джуканович, ставший еще в 1991 году самым молодым премьером в Европе, ему было тогда всего 29 лет, не учитывает, что черногорцы, как и жители соседней Сербии, очень хорошо помнят 78 страшных дней натовских бомбардировок в девяностых годах, и вступление в альянс для многих здесь сродни унижению и оскорблению памяти погибших от натовских бомб и ракет. Зато он, не мудрствуя лукаво, объяснил активизацию оппозиции «происками Москвы», мол, Россия финансирует его противников, чтобы… правильно, чтобы сорвать вступление Черногории в НАТО.
16 октября прошлого года лидер правящей «Демократической партии социалистов Черногории» Джуканович опять стал премьер-министром, и опять заявил о решимости ввести свою страну в НАТО. А в стране опять начались акции протеста, оппозиция упорно требовала референдума о вступлении в Североатлантический альянс. И в этот раз Джуканович был против, возможно, потому, что опасался итогов народного голосования, ведь и сегодня более 60 процентов жителей Черногории не желают видеть свою страну в НАТО.
«Мы вам не братья!»
Черногорцы хорошо помнят не только натовские бомбардировки. Они не забыли и введенные против бывшей Югославии санкции, и разодравшие страну на части «цветные революции». Они прекрасно понимают, что их страной уже давно управляют западные хозяева правительства Джукановича, и не верят своему премьеру, когда он живописует им прелести светлого натовского, а там и евросоюзовского будущего Черногории. Джукановичу не верят еще по одной причине. В девяностые годы он был не без оснований обвинен полицией Италии в организации наркоторговли и контрабанды сигарет. Многие из его подельников и сегодня сидят в итальянских тюрьмах, но Джукановича спас депутатский, а потом и президентский иммунитет.
«Для Мило Джукановича вступление Черногории в НАТО становится личным делом, поскольку он давно сидит «на крючке» американцев и европейцев», — писал еще в марте прошлого года аналитик центра «Katehon» Игорь Демьянович, — «Таким образом, он не только выполняет волю Вашингтона и Брюсселя, но и спасает себя от тюрьмы. А лучшим способом доказать свою необходимость Европе и Америке для Джукановича остается антироссийская риторика и антироссийская политика».
Джукановича в Черногории не любят, и обвиняют во многих вполне реальных грехах. Например, в развале черногорской промышленности, приведшем к почти 50-процентной безработице. Но главным образом его обвиняют в разрыве отношений с Сербией. Черногорцы и есть этнические сербы, они часть единого сербского народа, и само определение «черногорец» имеет лишь «географический» смысл. И сам Мило Джуканович – серб и бывший правоверный коммунист, выплывший «наверх» на волне «просербских» настроений в конце 80-х годов, когда черногорцы были выведены, как отдельная нация, в полном соответствии с ленинским планом создания национальных республик в федеративном государстве. Такая политика сразу встретила сопротивление сторонников сербской идентичности, и именно тогда «поднялся» Мило Джуканович.
Но как только в начале 90-х годов Джуканович выступил против своего наставника Милошевича, он сразу получил всестороннюю поддержку Запада, заинтересованного уже не просто в разрушении Югославии, но и в разделении сербов, как единого народа. Причина тут простая: в Вашингтоне и Брюсселе быстро сообразили что втянуть в НАТО государство под названием Сербия и Черногория вряд ли удастся. А разделение этого государства на две отдельные страны может дать Западу хотя бы одного верного союзника.
Таким верным союзником и стала отделившаяся от Сербии Черногория. Вернее, ее премьер-министр Мило Джуканович. Который уже сейчас рассуждает как заправский натовский «ястреб», награждая Россию всякими нехорошими словами вроде «агрессор», «ненадежный партнер» и прочими эпитетами. При этом Джуканович пытается успокоить Москву, мол, «даже став членом НАТО, Черногория может дружить с Россией». Словно не знает, не ведает этот «друг», что альянс, в который он так рвется, уже давно объявил Россию своим врагом.
Нет, не зря же говорят, что лживый друг хуже правдивого врага…
После 2006 года правительство Джукановича взяло за основу своей официальной политики сербофобию. В 2007 году Джуканович даже добился введения в черногорскую Конституцию статьи о том, что государственным языком страны является… черногорский язык. Правда, такого языка в природе не существует, и, в лучшем случае, можно с большими «натяжками» говорить о черногорском диалекте сербского языка. Но это Джукановича и его команду не смущало, и, для пущей самостийности, они заменили кириллицу на латиницу, ибо Черногория – це Европа. В это же время в стране началось переписывание истории, активизировались нападки на Сербскую православную церковь и участились попытки «реквизиции» ее имущества, в том числе и храмов. Дело не раз доходило до избиения связщенников.
Ничего не напоминает, читатель? Как тут не вспомнить Украину, правда? Тут и «мы вам не братья», и новые учебники о подвигах «древних укров», и доходящая до паранойи русофобия, и эксперименты с «государственным языком», и захват храмов Московского патриархата….
Слишком много тут совпадений, чтобы не заподозрить, что и черногорских, и украинских националистов дергают за ниточки одни и те же кукловоды.
Как это делается
Как же вышло так, что братушки-сербы вдруг стали «черногорцами», расплевались с Белградом, а заодно и с Москвой, и теперь на всех парах мчат в Североатлантический альянс?
А началось все в 80-х годах прошлого века, с появления в Подгорице скромного американского «Культурного центра». В начале 90-х американцы через местного профессора Миодрага Петровича начали массированную «промывку мозгов». черногорских сербов. Именно тогда профессор Петрович открыл радиостанцию «Антенна М», в 1997 году он же зарегистрировал на себя уже знакомую нам газету «Vijesti» и радиотелевизионную компанию «Rtv Vijesti». Сегодня «Vijesti», получающие немалую финансовую и техническую помощь из США, считаются самой влиятельной медиа-группой Черногории. Все последние годы этот «рупор демократии» исправно пропагандирует идею вступления Черногории в НАТО. Естественно, не обходится тут и без весьма изощренной антироссийской пропаганды. В этом можно убедиться даже при беглом знакомстве с содержанием главной черногорской газеты за последние несколько лет. Вот, хотя бы, характерные заголовки статей, опубликованных в феврале 2015 года: «Путин ведет себя, как тиран из двадцатого века», «Путин как Милошевич», «Путин может атаковать Балтику», и даже «Путин похищает Землю»…
«Сейчас интенсивность подобной пропаганды только возросла, - говорит черногорский политолог Игорь Демьянович. – И дело не только в проамериканских СМИ. Уже давно активно используются зарегистрированные в Черногории НКО. Самая влиятельная из них – МАНС, финансируемая посольствами США, Великобритании и ряда других стран НАТО, Фондом Рокфеллера, Еврокомиссией, Американской организацией по защите гражданских прав, Балканским фондом в поддержку демократии, и другими организациями того же толка. МАНС стал не только действенным инструментом пронатовской пропаганды, но и эффективным средством давления на чиновников и руководителей страны. К тому же, через МАНС в Вашингтоне и Брюсселе получают информацию, позволяющую воздействовать на органы власти Черногории. Наконец, сотрудники МАНС искусственно провоцируют протестное движение, как это было в марте 2012 года.
Тогда толпы людей с желтыми платочками выходили на улицы с антиправительственными лозунгами. Это была почти настоящая «цветная революция», срежиссированная по тем же калькам, что и «цветные революции» в других странах, например, на Украине. Таким образом, американцы показали Мило Джукановичу: вот что с тобой будет, если не продолжишь курс на вступление в НАТО! И Джуканович испугался. А руководитель МАНС Ваня Чалович вскоре получила от посольства США в Подгорице награду «Самая мужественная женщина 2015 года». ..»
Скажи, кто твой друг…
Не будет преувеличением сказать, что сейчас Черногория находится в состоянии политического хаоса. Тем более что об этом говорят сами черногорцы.
«Этот кризис проявляется в массовых выступлениях против погрязшего в коррупции режима Джукановича, пишет политолог Стеван Гайич. – Сейчас протестное движение возглавляет Демократический фронт, выступающий против натовского выбора Черногории. Все больше людей требуют роспуска проворовавшегося и лживого правительства Джукановича, и все чаще команду премьера называют «правительством национального позора». Люди не хотят считать «чужаками» сербов, ведь мы были и остаемся одним народом, с единой историей и культурой, с одним языком. Нас разделили искусственно, по принципу «разделяй и властвуй», а теперь втаскивают Черногорию в НАТО, что еще больше обострит отношения с Сербией, и уже обострило отношения с Россией».
Скорее всего, Черногория станет членом НАТО, и это может случиться уже в нынешнем году. Можно долго рассуждать на тему «мы упустили еще одного потенциального союзника на Балканах». А можно учесть черногорский опыт, чтобы больше союзников на Балканах не упускать. И почему бы не заняться вплотную укреплением всесторонних отношений с той же Сербией, которая пока считает Россию другом, а русских – братьями?
Тогда, возможно, и не будет очередного «расширения НАТО», а в балканских СМИ не будут появляться «страшилки» о России.
Григорий Саркисов