Страсти по Израилю или как найти баланс в дисбалансе
17 февраля 2017 19:50:55
Вашингтонская встреча премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниягу с президентом США Дональдом Трампом ознаменовала не только начало нового этапа в подпорченных администрацией Обамы американо-израильских отношениях, но и дала надежду на установление мира в ближневосточном регионе.
Вечная любовь
О ситуации на Ближнем Востоке, и, в частности, в Сирии, не писал, кажется, только совсем уж ленивый.
Но об одном из главных «игроков» этого региона – Израиле – у нас либо совсем ничего не говорят, либо упоминают вскользь.
Между тем, Израиль сегодня обладает одной из самых сильных в мире армий, и, оставаясь стратегическим союзником США, играет отнюдь не последнюю роль в раскладе сил на Ближнем Востоке.
Это касается и борьбы с международным терроризмом. Вряд ли у какой-нибудь другой страны накоплен такой опыт в этой сфере, как у Израиля. Россиянам, позиция этой страны в ближневосточном кризисе тоже небезынтересна.
Многие интересуются, отчего это израильтяне, буквально ежедневно страдающие от «шалостей» палестинских террористов, не воюют вместе с РФ против «Исламского государства» (террористическая организация «ИГ» запрещена на территории России). Да и, в конце концов, там, в Израиле, как пел Высоцкий, «на четверть наш народ», а посему нам полезно знать и мнение этого народа о событиях, происходящих в нашем неспокойном мире.
Примечательно, что Трамп и Нетаниягу еще до официальной встречи провели совместную пресс-конференцию, что несколько расходится с общепринятым протоколом.
Но, возможно, на пресс-конференцию они пришли вместе, чтобы продемонстрировать миру: «у США и Израиля никаких разногласий нет, а есть нерушимая дружба, полное согласие и даже вечная любовь».
Еще до встречи с Трампом Нетаниягу провел серию встреч в Конгрессе США, где пообщался и с победившими на выборах республиканцами, и с проигравшими выборы демократами.
Израильскому премьеру было важно показать, что, несмотря на все попытки демократической администрации Барака Обамы испортить отношения с Израилем, он не отвергает контактов и с демократическим меньшинством в Конгрессе и Сенате США. И это правильно: Нетаниягу прекрасно осведомлен о нынешней шаткой ситуации президента Трампа, подвергающегося нападкам демократов «по всем фронтам», и ему совсем не хочется, чтобы демократы «резали» предложения Трампа об оказании Израилю военной или финансовой помощи.
Как следует из сообщений пресс-службы премьер-министра Израиля, «речь на этих встречах шла о Сирии, Иране и Хезболле, а также о проблемах палестино-израильского конфликта».
Два в одном или два — в двух?
Что можно отнести к главным итогам переговоров Трампа с Нетаниягу?
«Принцип «двух государств» не является необходимым условием палестино-израильского урегулирования», — сказал Трамп своего израильскому собеседнику, — «Мы намерены организовать саммит по вопросу регионального урегулирования конфликта между Израилем и Палестиной».
Из «главного» отметим и то, что просьба Нетаниягу признать законность аннексии Голанских высот не вызвала удивления Трампа. Судя по реакции самого Нетаниягу, новая администрация США скорее склонна согласиться с этим предложением если уж не де-юре, то, что называется, «по факту».
Еще один важный для Израиля и США вопрос, будет ли американское Посольство в Израиле переведено из Тель-Авива в Иерусалим? Если верить выходящей в Лондоне газете «Аль-Хайят», незадолго до встречи с израильским премьером Трамп общался с королем Иордании Абдаллой, и тот убедил американского президента пока повременить с переводом Посольства в Иерусалим, остающийся «яблоком раздора» между евреями и палестинцами.
Даже если посол США еще долго будет «прописан» в Тель-Авиве, два первых пункта, по которым Трамп и Нетаниягу достигли согласия, ставят в неловкое положение не только палестинское руководство, или, например, Лигу арабских государств, но и многих европейских партнеров Америки.
Например, та же Швеция уже много лет обвиняет Израиль в «геноциде» палестинского населения. Поводов для таких обвинений предостаточно: стоит только израильским полицейским тронуть пальцем очередного палестинского подростка, с воплями «Аллаху акбар!» бросающегося с ножом на прохожих в Тель-Авиве, Хайфе или Беэр-Шеве, шведы, а вслед за ними и другие донельзя толерантные европейцы поднимают шум на тему «Израиль убивает бедных палестинских детишек»…
Еще недавно администрация Барака Обамы поддерживала этих жалостливых людей, и даже, под занавес президентства Барака Хуссейновича, впервые в истории присоединилась к резолюции ООН, осуждающей политику Израиля.
Теперь «шуметь» европейским доброхотам будет куда сложнее, отныне они рискуют напороться, как минимум, на «непонимание» Соединенных Штатов. Но самое интересное, с осуждением позиции Трампа на переговорах с израильским премьером выступила не только Палестинская национальная администрация, с ней оказался солидарен… Евросоюз! И те, и другие обвинили американского президента в капитуляции перед Израилем…
Для Трампа дружба с Израилем – тоже не просто символическое действо.
Израиль – заклятый враг Ирана, одна из главных целей которого как раз и заключается в уничтожении еврейского государства. А Иран, по Трампу– главное гнездо терроризма, и, значит, злейший враг США. Практически открытая поддержка Тегераном ливанского филиала иранской «Хезболлы» и палестинских террористов, регулярно устраивающих террористические акты в Израиле, и убивающих израильтян в других странах мира, заставляет Нетаниягу еще более сближаться с Трампом, выступающим если уж не за войну с Ираном, то за пресечение военных приготовлений этой страны.
Результаты визита Нетаниягу в США расстроили не только иранцев или палестинцев, но и Лигу арабских государств.
«Мирное урегулирование на Ближнем Востоке возможно лишь при реализации принципа «два государства, два народа», а не принятого Трампом принципа «одно государство, один народ», — говорит генеральный секретарь ЛАГ Ахмад Абуль Гейт, — «Палестинское государство должно быть воссоздано на всех территориях, оккупированных в 1967 году, а его столицей станет Восточный Иерусалим».
Наверное, единственным арабом, не возмутившимся итогам вашингтонских переговоров Нетаниягу, стал депутат израильского Кнессета от Объединенного арабского списка Ахмад Тиби, который заявил: «Если будет создано единое «двунациональное» государство, арабы станут в нем большинством. И тогда я смогу побороться за пост премьер-министра Израиля!».
Это, кстати, не такое уж и фантастическое предположение. Не надо быть крупным спецом в демографии, чтобы сообразить: учитывая невероятно высокую рождаемость в арабских семьях, евреи в «двунациональном» государстве сразу станут национальным меньшинством. Со всеми вытекающими печальными последствиями и для евреев, и для самого Государства Израиль.
Дружить нельзя враждовать
А как восприняли итоги американского вояжа Нетаниягу в самом Израиле?
Посмотрим, как освещали этот визит главные израильские газеты.
«Переговоры Нетаниягу с Трампом – это начало пути к принятию Саудовской мирной инициативы», — пишет обозреватель влиятельнейшей израильской газеты «Едиот Ахронот» Рон Бен-Ишай, — «В Израиле приветствуют жесткую позицию Трампа по отношению к Ирану».
«Поворотным моментом в истории американо-израильских отношений» назван визит Трампа в опубликованной газетой «Исраэль а-Йом» в статье под красноречивым заголовком «Трамп – это хорошо для евреев».
Обозреватель издания Боаз Бисмут пишет: «Нам нравится идея двух государств для двух народов! Теперь многочасовые переговоры, «дорожная карта» Обамы, антиизраильские международные инициативы, угроза санкций против Израиля — все это теперь позади, и все в этот момент стало вторичным. С изменением подхода президента США меняются и возможные модели урегулирования, и перед Израилем открываются новые возможности, которых у нас не было раньше».
Впрочем, и в самом Израиле далеко не все приветствуют итоги визита Нетаниягу в США.
«Многих беспокоит ограниченный объем знаний Трампа по израильско-палестинскому конфликту», — пишет обозреватель газеты «Гаарец» Барак Давид, — «Трамп отодвинул в сорону модель «два государства для двух народов», и заявил, что готов принять модель единого еврейско-арабского государства. Многие палестинцы радовались этому, а Бен Гурион (основатель Государства Израиль. – Г.С.) наверняка переворачивался этой ночью в гробу. Отдает ли Трамп сам себе отчет в значении и последствиях его предложений?».
«Никто не знает, чего хочет Дональд Трамп», — сокрушается аналитик издания «Маарив а-Шавуа» Бен Каспит», – «Мы до сих пор не знаем, с кем и в какую сторону он пойдет, и у правых израильтян есть немало причин для беспокойства».
И все же, большинство авторов публикаций о визите Нетаниягу в израильской прессе положительно оценивают встречу израильского премьер-министра с президентом США. Пожалуй, в этом смысле показательной стала статья в газете «Макор ришон», автор которой Ариэль Каан написал, что «в Вашингтон вернулась логика, и вместе с ней вернулась новая эпоха в отношениях США и Израиля».
Баланс дисбаланса
Что от этого визита выигрывает или проигрывает Россия? Наверное, все ждут, что желание Трампа исправить и улучшить испорченные Обамой отношения с Израилем приведет к более сбалансированной политике США на Ближнем Востоке.
Но у Трампа есть и другое желание – наладить хорошие отношения с Москвой.
«Подводным камнем» здесь может стать Иран. У России с Тегераном есть немало совместных проектов, в том числе и строительство АЭС, и «нефтяные», и «оружейные» проекты, да и на международной арене Москва не раз заступалась за Иран, играющий немалую роль в борьбе с запрещенным у нас «Исламским государством» [ИГ- запрещена в РФ] в Сирии и Ираке.
Беда не в том, что против «ИГ» воюют «Стражи Исламской Революции» и поддерживаемая Ираном ливанская «Хезболла». Бела в том, что и «Стражи», и «Хезболла» ставят своей целью уничтожение Израиля. И, естественно, воспринимаются там как террористические организации. А значит, если Трамп хочет нормальных отношений с Израилем – он просто обязан считать Иран террористическим государством, тем более что финансируемая Тегераном «Хезболла» уже объявлена в США террористической организацией.
Как сможет Трамп «пробалансировать» между израильским и российским отношением к Ирану и «Хезболле», от этого во многом будет зависеть и успех в объединении усилий США, НАТО и России (а может быть, и Израиля) в борьбе против «Исламского государства».
Пока трудно представить, как в одном ряду против «ИГ» выступят израильская армия и боевики «Хезболлы», не раз вступавшие в открытые вооруженные столкновения друг с другом. Опять же, возможное признание Трампом законности присутствия израильтян на стратегических Голанских высотах, может оттолкнуть от американского президента весь арабский мир.
Захочет ли Дональд Трамп ухудшения и без того натянутых отношений с обидчивыми арабами? Сможет ли он уговорить Москву разорвать связи с Тегераном? Пойдет ли Россия на такой разрыв с одним из немногих партнеров в этом регионе? Можно ли вообще найти здесь, на Ближнем Востоке, в этом «царстве дисбаланса», найти хоть какой-то баланс сил, мнений и действий?
Словом, вопросов здесь больше, чем ответов. Ближайшее будущее покажет, найдет ли Дональд Трамп свои ответы на эти вопросы. Тогда мы и узнаем, с кем и против кого собирается «дружить» американский президент не только в ближневосточном регионе, но и во всем нашем большом и неспокойном мире.
Григорий Саркисов