На фоне борьбы с коронавирусом и деанонимизации Telegram-каналов началась война «всех против всех»?
31 марта 2020 15:02:58
«Кому пандемия, а кому и возможности для рывка наверх», — так, перефразируя смысл известной пословицы, некоторые эксперты характеризуют движения многих статусных (и не очень) политиков
Так, 23 марта Telegram-канал «Незыгарь» опубликовал пост:
«Местом пребывания Президента станут Сочи и Валдай. Пребывание Президента в Москве будет ограничено».
Меж тем, 24 марта Владимир Путин посетил больницу в Коммунарке, принявшую на себя внушительную часть пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию. Коммунарка находится далековато от Валдая, и уж тем более — от Сочи…
На следующий день, 25 марта, президент обратился к нации и объявил следующую неделю нерабочей. Затем глава государства, такое ощущение, на несколько дней выпал из новостной повестки и появился в ней фактически 30 марта, когда СМИ сообщили о подписании им указа о весеннем призыве в ряды Вооруженных Сил…
Хроники хаоса
29 марта мэр Москвы Сергей Собянин своим указов ввел в столице тотальную самоизоляцию. Причем не обошлось без казусов: изначально было объявлено о сроке карантина до 14 апреля, потом это сообщение было исправлено, и в новой редакции читается так:
«Режим повышенной готовности введен на территории города Сергеем Собяниным 5 марта 2020 года. Согласно указу Мэра Москвы режим самоизоляции введен для всех жителей столицы независимо от их возраста. Его необходимо соблюдать в ближайшее время с учетом развития эпидемиологической ситуации по коронавирусу. Дни с 30 марта по 3 апреля объявлены нерабочими по всей стране, чтобы большинство россиян могли оставаться дома».
В этот же день, 29 марта, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас высказал мнение, что мэр Москвы не уполномочен вводить такие ограничения прав и свобод: это могут делать только президент и парламент. Интересно, что г-на Клишаса некоторые эксперты связывают с одной из серьезных кремлевских группировок.
Ополчился на столичного градоначальника и «Незыгарь»: «Не путайте карантин с произволом», «Собянин перехватывает аудиторию Навального», и даже «как вы будете в июне агитировать голосовать за Конституцию, если так легко сейчас отказываемся от нее? Как все наши слова - жить по закону? Как же слова Президента — соблюдайте закон?» Основная суть критических замечаний в том, что мэр Москвы якобы не имел права вводить столь радикальные меры.
Однако в понедельник, 30 марта, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Сергей Собянин согласовывал с Владимиром Путиным ограничительные меры, введенные в Москве.
В этот же день премьер-министр Михаил Мишустин рекомендовал всем регионам последовать примеру Москвы. Губернаторы все поняли правильно: по данным на утро 31 марта, 26 субъектов Федерации ввели у себя режим самоизоляции. Меж тем, в экспертном сообществе высказываются серьезные сомнения в целесообразности и эффективности таких мер.
«Скажите, а ни у кого не возникает версий, почему в Италии уже 3 с лишним недели жесточайший карантин, а жертв «от коронавируса» все больше и больше. Хотя по данным медиков инкубационный период составляет 2-14 суток, а в среднем 5-6 дней. Плюс большинство умерших в весьма преклонном возрасте с большим количеством хронических заболеваний, что означает, вряд ли они нарушали карантин и вообще вряд ли до карантина отличались особой социальной активностью. При этом карантин совсем нешуточный, люди всерьез напуганы и даже без принуждения властей резко сократили социальную активность», — написал в Facebook специалист по оценке степени различных угроз, начальник ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин.
«Первая телеграмная» война
После постов «Незыгаря» о президенте и столичном мэре, Telegram-канал «Шум прибоя» раскрыл имена вероятных владельцев каналов, критические публикации которых репостил «Незыгарь». К этой тотальной деанонимизации присоединился канал «Кремлевская прачка», перепостив, в свою очередь, публикацию ТГ-канала Сергея Минаева:
«На наших глазах происходит событие чрезвычайно интересное. Я бы назвал это Первой Телеграммной Войной. За прошлую неделю Незыгарь опубликовал 50 паникерских, а иногда и откровенно ложных, постов вроде «самоизоляции Путина на Валдае» (в тот день президент посетил больницу на Коммунарке), о том, что ЦБ требует от банков ограничить выдачу наличных, о введении комендантского часа в Подмосковье, об указах мэра по усилению карантина, якобы, нарушающих конституцию. Дошло даже до обвинений Собянина в государственном перевороте. А сегодня близкий к некоторым кругам ФСБ канал «Кремлевская Прачка» одного за другим деанонит авторов телеграмм-каналов, чьи посты о «чрезвычайщине» Собянина репостил Незыгарь. Под деанон попало уже десяток авторов, и в ближайшие дни «Прачка» анонсирует деанон админов самого Незыгаря…»
«Московская газета» приводит перечень деанонимизированных персон:
Сергей Щуренков — Telegram-канал «Мардан».
Эдуард Щуренков — коммерческий директор ГК «Развитие», TG-канал «Новый век».
Алексей Потапов — TG-канал «ЪFM. Мнения и новости».
Илья Крамник — военный обозреватель МИА «Россия сегодня». TG-канал «Кот Крамника».
Максим Плашков — TG-канал «Новости клики Тито».
Сергей Хижняк — TG-канал «Дилетант».
Василий Черный — TG-канал «Brand Analytics».
Павел Пряников — журналист и блогер, TG-канал «Толкователь».
Дмитрий Севрюков – TG-канал «Мастер пера».
Александр Шаркевич — TG-канал «Черкалин рассказал».
Денис Тумакаев — TG-канал «НОП — Молодежь и система».
Артем Корнев — TG-канал «Большой трансфер 2024».
Денис Соловьев — заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК», TG-канал «Трели нашего городка».
Управляющий партнер консалтингового агентства «Lutsik, Shlimazl & Potz» Венера Люцик считает, что пока самый очевидный вывод из происходящего — вероятный закат эпохи Telegram-каналов. По мнению эксперта, потеряв анонимность, они могут стать неинтересны тем, кто использует их в медийных противостояниях, а основная информационная нагрузка ляжет на СМИ.
Хаос или начало «гонки преемников»?
Какие же выводы можно сделать из информационного хаоса, который мы сейчас наблюдаем? И, кстати, хаос ли это вообще?
По мнению политолога Аббаса Галлямова, нельзя исключать, что Владимир Путин не воспользуется разрешением Конституционного Суда и уйдет после окончания нынешнего срока полномочий. Вероятность такого поворота событий вполне может запустить «гонку преемников».
«Начавшаяся «гонка преемников» — одно из возможных объяснений происходящих событий», — говорит Венера Люцик. — Как развивалась вся эта драма? Путин посещает, можно сказать, передовую линию борьбы с инфекцией – больницу в Коммунарке, но за день до этого «Незыгарь» пишет, что он будет то ли в Валдае, то ли в Сочи. Что это — попытка представить президента хромой уткой? Далее: Собянин на фоне борьбы с коронавирусом делает рывок, многие начинают говорить о нем как о вероятном преемнике. И тут же вбрасывается тезис, что он-де пошел поперек батьки, превысил полномочия. Некоторое время эта точка зрения «гуляла» по медиапространству, но потом ее дезавуировал Песков, заявив, что вопрос московских ограничений согласован с Путиным. Наконец, стартовала тотальная деанонимизация Telegram-каналов — беспрецедентное событие, которое может серьезно изменить расстановку сил на медиарынке и внести существенные коррективы в стратегию и тактику информационных противостояний. Что на выходе? Первое — четко продемонстрирован тезис: Собянин и Путин — в одной упряжке. Второе — позиции Собянина напрямую зависят от успешности борьбы с коронавирусом. Третье — государство в условиях паники по-прежнему управляемо: после «рекомендаций» премьера в регионах начался парад самоизоляций».
Эксперт отметила и еще одну возможную версию происходящего: в верхах царит хаос и неразбериха, никакой «умной» стратегии в происходящих событиях искать не нужно – просто идет «война всех против всех».
«Но в это, честно говоря, хотелось бы верить меньше всего», — сказала Венера Люцик.
Алексей Нилов