Глава Тверского муниципального округа Москвы Яков Якубович объяснил, почему власти не вводят ЧП
01 апреля 2020 14:48:27
По мнению политика, причина, по которой решение не принимается, может быть связана не с экономикой
Уже несколько дней многих мучает вопрос, почему власти не вводят полноценные карантин, ЧС или ЧП, как это предусмотрено процедурами, изложенными в законах?
Многие известные экономисты объясняют нежелание вводить чрезвычайные меры, в основном, экономическими причинами, поскольку государство должно взять на себя обязательства по жизнеобеспечению населения в этот период. Однако пока в Москве отменяют бесплатный проезд для пенсионеров, студентов и школьников, в Барселоне его, наоборот, делают бесплатным. Хотя экономика и там, и там изрядно сдаёт.
Причиной может быть и спор о приоритетах в ближайшем окружении Путина. Что важнее: стабильность экономики или сохранение жизней?
Но причина «торможения» с принятием решений, как мне кажется, не в экономике. Вернее, не только в ней.
По правде говоря, как пишут знакомые моих друзей, в Италии критически болеют только на севере. При том, что в Ломбардии — более 42 тысяч, т.е. 40% от всех заражённых в Италии, в провинции Базиликата на юге Италии, например, всего 214 случаев. В регионе Молизе к востоку от Рима — и вовсе 134. И, как говорят местные, в основном, это те, кто решил убраться с севера, чтобы переждать эпидемию.
Однако там назревает другая проблема, посерьезнее. Маленькие города. Семейные бизнесы — кафе, парикмахерские и так далее — все закрыто. Очевидно нет выручки, нечем оплачивать аренду, налоги.
Уже несколько дней на юге Италии волнения. Мелкие грабежи, которые с каждым днём становятся всё более крупными и частыми. Люди подходят к грани.
По сообщениям русскоязычного Telegram-канала «Каталонский Карантин»:
«Существует опасность беспорядков и восстаний, спонтанных и организованных, прежде всего на юге Италии, где большая доля теневой экономики и организованная преступность», — цитирует римский корреспондент мадридской газеты ABC отчёты спецслужб Италии.
По сведениям ABC, на Сицилии и в других местах юга Италии звучат призывы к разграблению супермаркетов, так как получавшие зарплату в конвертах люди не могут просить о пособиях и остаются без средств к существованию из-за тотального карантина. Количество таких нелегальных работников оценивают более чем в четыре миллиона человек.
Министр по делам южных регионов Италии Пеппе Провенцано сказал в интервью итальянской газете «Ла Репубблика»: «внимание на юг, он может взорваться. Нужно действовать быстро, имеется риск для сохранения демократии. Необходимо распространить гарантированный доход [на бОльшую часть населения]».
«Народ голодает», — сообщают службы госбезопасности Италии. — В Палермо организованная группа из 20 человек явилась в супермаркет, набила тележки продуктами, и отказалась платить. «Хватит сидеть дома, у нас нет денег, чтобы заплатить, нам нужно есть», — громко кричали они. В Палермо и других городах Сицилии полиция взяла под охрану супермаркеты. Почти не проходит и дня без того, чтобы в Южной Италии не случалось бы нападение на аптеку. Мэр Палермо по этому поводу сказал: «рядом с теми, кто переживает кризис в беспокойстве, но с достоинством, есть группы шакалов и профессиональных бунтовщиков, которые подталкивают к насильственным действиям персонажи и группы, с гордостью заявляющие о своей причастности к мафии».
Масла в огонь подливают слухи и местные «политики», утверждающие на политических ток-шоу, что 14 российских самолетов прилетели не просто так, намекая на события шестилетней давности. Хотя некоторые полагают, что напротив. Россия помогла войсками «братской» Италии, чтобы подавить возможное восстание.
Конечно, все это ерунда, поскольку очевидно, что это попытка наладить конструктивной контакт с Европой под предлогом «руки помощи».
Однако непонятно, кто её протянет нам, если что-то пойдет не так.
Мы пока еще не видим, насколько критично развиваются события вокруг социальной напряженности в Италии. Пока только признаки того, что следующей проблемой Италии станет не только коронавирус, но и народные волнения, которые выльются на улицы итальянских городов.
Такой сценарий наверняка прорабатывается и у нас. Посудите сами: одно дело, когда выходит одна, две, десять, пятьдесят тысяч на митинг под абстрактным для большинства россиян лозунгом #Допускай.
Совсем другая история, когда в огромном 12-миллионном мегаполисе (а с пригородами и все 30) люди на карантине, многие из которых остались без работы, вымотанные карательными мероприятиями и QR-кодами, выходят на улицы. И это не какие-то 52 тысячи шашлычников. Это несколько миллионов, уставших ждать, когда закончится этот весь бардак. И никакая Росгвардия, внутренние войска МВД и прочие, если так можно выразиться, правоохранители ничего не смогут сделать с многомиллионным протестом. Отключай — не отключай интернет.
Как всегда, проблема с нежеланием брать ответственность. Скорее всего, такое развитие маловероятно, но и апокалиптический сценарий возможен. Неизвестно, сколько продлится этот «ужас без конца» с ежедневными новыми вводными по «мерам повышенной готовности», в режиме которых мы находимся уже скоро как месяц. И если бы с самого начала был введен жёсткий карантин, то, может быть, в Москве и не было бы больше полутора тысяч заболевших, включая главврача 40-й больницы Дениса Проценко.
Снова и снова обращаю внимание на канцлера ФРГ Ангелу Меркель, которая объединила вокруг себя народ и объяснила, почему необходимы жесткие меры. Открыто, искренне обратилась к нации, не пропала на несколько дней. Искусство и смелость брать ответственность за трудные решения — то, чего не хватает властям, отвыкшим от общения с нацией не понарошку, в рамках всевозможных «прямых линий», а по-настоящему понимая его трудности.
Сегодня за всё отвечает мэр Собянин. Он региональный руководитель, он же председатель Федерального штаба. Не главный санитарный врач, не премьер, не вице-премьер социального блока, не министр здравоохранения. А именно мэр Москвы. Политолог Владимир Соловей сказал в эфире «Эха», что Собянин зарабатывает место председателя Госсовета. На самом деле, все гораздо банальнее. Если Собянину удастся остановить эпидемию, победителем будет, конечно, не он. А вот если всё пойдёт не так, то виноват будет именно Собянин.
Знаете, мне всё равно, что получит Собянин в качестве награды, какую должность, кресло или звание. Но я молюсь (будучи агностиком), чтобы вирус не прорвался наружу и был побеждён здесь — в столице, где в наше время и происходит главное испытание политической системы страны.
Яков Якубович — политик, общественный деятель, глава муниципального округа Тверской в г. Москве