Новые санкции: конституционный переворот и торговая война
04 августа 2017 09:48:44
Принятый Сенатом и Конгрессом, и подписанный 2 августа президентом США закон «О противодействии противникам США посредством санкций» серьезно урезает внешнеполитическую самостоятельность Дональда Трампа при усилении роли Конгресса.
Кроме того, и может стать началом «столетней торговой войны» Америки не только с Россией, Ираном и КНДР, но и с европейскими союзниками Вашингтона.
Сам Трамп назвал новый закон «ущербным» и постарался отмежеваться от него даже после того, как сам подписал этот документ.
«Конгресс несет ответственность за то, что российско-американские отношения достигли рекордно низкого уровня», — написал он в Twitter 3 августа, — «Наши отношения с Россией находятся на очень опасном уровне. Скажите спасибо Конгрессу, тем людям, которые не могут дать нам нормальную систему здравоохранения».
Трамп не скрывает своего недовольства тем, что у него отняли право самостоятельно решать внешнеполитические вопросы, в том числе и касающиеся отмены или смягчения санкций. Не приводит его в восторг и то, что новый закон испортил отношения США с европейскими союзниками, не говоря уже о практически похороненной надежде на налаживание диалога с Россией.
Постарался «развести» президента с авторами нового закона и госсекретарь Рекс Тиллерсон.
«Трамп согласился с ужесточением антироссийских санкций, но сделал это вынужденно», — цитирует Associated Press главу американского внешнеполитического ведомства, — «Никакой радости от нового пакета ограничительных мер ни я, ни Трамп не испытываем».
Трампу и Тиллерсону сразу ответил сенатор-республиканец от Аризоны Джон Маккейн, тоже освоивший Twitter.
«Вы можете благодарить Путина за нападение на нашу демократию, вторжение к соседям и угрозы в адрес наших союзников», — написал сенатор в своем микроблоге.
В Москве новые санкции ни для кого не стали неожиданностью.
«В этих санкциях ничего нового нет», — передает РИА Новости заявление пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, – «Москва уже приняла ответные меры против американских санкций».
Что именно имел в виду Песков под «ответными мерами», не совсем ясно. Возможно, все ошибались, предполагая, что высылка 755 дипломатов и арест американской собственности в Москве – ответ не на этот закон, а на высылку 35 российских дипломатов и арест посольских дач в Нью-Йорке и Мэриленде в конце декабря прошлого года. Не исключено, что пресс-секретарь президента знает о каких-то других «ответных мерах», еще неизвестных широкой публике.
Куда определеннее высказался премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Санкционный режим кодифицирован и будет сохраняться десятилетиями, если не произойдет какое-то чудо», — написал глава российского правительства в Facebook, — «Причем он будет жестче закона Джексона-Вэника, ибо носит всеобъемлющий характер, и не может быть отменен специальным распоряжением президента без согласия Конгресса. Отношения между Россией и США будут крайне напряженными вне зависимости от состава Конгресса или личности президента США».
«Если Россия говорит о торговой войне, она, конечно, имеет на это право», — приводит РИА Новости комментарий официального представителя Госдепартамента США Хизер Науэрт, — «Но мы две ядерные сверхдержавы, и люди по всему миру согласны, что мы должны работать друг с другом».
Видимо, к этим «людям по всему миру» не относятся профессиональные русофобы, имеющие сегодня влияние в Конгрессе и Сенате США.
Пока новый закон наносит «точечный» удар по российским и европейским энергетическим проектам. Прежде всего, имеется в виду «Северный поток-2» и, в меньшей степени, «Турецкий поток».
В Европе, кровно заинтересованной в реализации российских «газовых» проектов, расценивают только что принятый в США закон как часть конкурентной борьбы Вашингтона против Евросоюза, и настаивают на том. чтобы европейцы самостоятельно решали вопросы своей энергетической политики.
«Президентам и главам правительств США, стран ЕС и России надо выработать новую линию поведения, которая позволила бы отделить бизнес от политики и найти общее взаимоприемлемое решение в духе мира и согласия», — передает РИА Новости заявление влиятельной Ассоциации Европейского Бизнеса, объединяющей более 500 компаний стран ЕС и Ассоциацию свободной торговли, — «Принципы свободной торговли не должны подвергаться ограничениям по политическим мотивам».
В МИД ФРГ также заявили, что считают неприемлемыми и противоречащими международному праву экстерриториальные санкции со стороны США.
«Европейские компании не должны страдать от применения антироссийских санкций», — цитирует ТАСС официального представителя правительства Германии, — «Кабинет министров намерен проанализировать воздействие нового американского закона на бизнес. Целью санкций не должна быть экономика ЕС».
ТАСС также приводит заявление Министерства экономики ФРГ о том, что «влияние на фирмы ЕС будет нарушать нормы международного права».
Еще определеннее выразился на прошлой неделе глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль.
«Санкции не должны обслуживать интересы американских энергетических компаний», — считает министр, — «Германия не потерпит, чтобы новый пакет ограничительных мер США затронул европейский бизнес».
Против новых санкций в отношении России выступил и обычно осторожный Пекин.
«КНР последовательно выступает против односторонних ограничений», — говорится в официальном заявлении, опубликованном на сайте МИД Китая, — «Мы за разрешение межгосударственных разногласий на основе уважения друг друга, путем равноправного диалога».
И КНДР и Иран явно не испугались новых санкций: Пхеньян обещал продолжить ракетно-ядерные испытания, «чтобы американский империализм не лез со своей поганой мордой на корейский полуостров», а Тегеран заявил, что «зеркально» ответит на санкции США.
«Мы продемонстрируем должную и пропорциональную реакцию на эту проблему», — цитирует ТАСС главу МИД Ирана Аббаса Аракчи, — «Моя страна выполняет все обязательства по ядерному соглашению, а действия Вашингтона только ухудшают ситуацию».
Иранцам есть отчего сердиться: не далее как 17 июля Вашингтон принял последние санкции против Тегерана, внеся в «черный список» 18 физических и юридических лиц, заподозренных американцами в участии в ракетной программе Ирана и военных закупках исламской республики.
В России считают, что санкционный закон носит протекционистский характер, и призван, прежде всего, поддержать американские энергетические компании, рассчитывающие занять большее место на европейском рынке природного газа.
Однако это только часть пакета ограничений, направленных, в перспективе, на устранение России, как геополитического конкурента США.
Пока же экономические интересы инициаторы нового санкционного закона ставят на первое место, явно не задумываясь о политических последствиях санкций для самих Соединенных Штатов, в том числе для внутренней ситуации в стране, где фактически произошел «тихий» конституционный переворот.
США больше не оплот демократии, а, скорее, мировой жандарм с непредсказуемой и потому опасной политикой, способной привести человечество на грань катастрофы.
Петр Сергеев