Окажется ли Россия втянутой в конфликт Ирана и Израиля?

Фото из открытых источников

13 февраля 2019 11:18:19

7020

Хотя на протяжении последних лет основным возмутителем спокойствия на Ближнем Востоке по праву считался ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ – ред.), в действительности регион стоит на пороге еще более ужасающего конфликта. При том что угли исламистского мятежа еще продолжают тлеть, две новые силы кровно заинтересованы в соблюдении своих интересов на руинах сирийской государственности.

Это Израиль и шиитский Иран. Еврейское государство пытается любой ценой не допустить усиления позиций проиранской «Хезболлы» и с этой целью предпринимает атаки на склады и коммуникации группировки, чувствующей себя, как дома, на территории, контролируемой дружественным Москве режимом Башара Асада. Тегеран, на протяжении всей гражданской войны непрерывно наращивавший свое влияние на Дамаск, и отправлял в Сирию своих солдат. Иран твердо намерен сохранить и расширить сферу своего влияния в этом регионе. Россия хотя формально и является союзником Ирана как в деле противостояния американскому империализму в глобальном плане, так и на сирийском фронте (российская авиация наносит удары по антиасадовской оппозиции с воздуха, в то время как иранские военнослужащие на земле исполняют функцию пушечного мяса), в действительности преследует свои цели. И они далеко не предусматривают передачу Сирии под единоличный контроль иранских аятолл, особенно после того как Москва внесла ощутимую лепту в спасение режима Башара Асада.

Тем не менее, пока противники дамасского диктатора не повержены, Москва и Тегеран вынуждены формально изображать улыбки, при том что каждая из «дружественных сторон» держит на всякий случай за пазухой камень. В Москве отнюдь не забыли, что еще не так давно в фундаменталистском Иране наша страна называлась не иначе, как «малый сатана» (в отличие от большого – Америки), равно как и того, что в 1984 году шиитские боевики похитили советских дипломатов в Бейруте. Даже если допустить, что все это быльем поросло, российско-иранские отношения с тех далеко не стали сильно безоблачнее, вопреки кажущемуся «братству по оружию», которое усердно ковалось на протяжении последних лет в жарких сирийских песках. Кроме конкуренции за влияние на Дамаск, серьезным раздражителем в отношениях двух, совершенно непохожих и преследующих собственные интересы стран является Израиль. Для еврейского государства является жизненно важным не допустить усиления Ирана и «Хезболлы» у своих северных границ. И это стало причиной более 200 бомбардировок израильтянами иранской военной инфраструктуры в Сирии. России, оказавшейся заложником этого противостояния, уже приходится платить за это достаточно высокую цену.

Взять хотя бы катастрофу Ил-20 в Сирии 17 сентября 2018 года, повлекшую гибель 15 российских военнослужащих. Напомним, тогда Израиль принял решение нанести ракетный удар по целям в Латакии. Удару четырёх израильских F-16 подверглись военные объекты, на которых, по заявлению израильской стороны, шла подготовка к передаче систем производства оружия от Ирана ливанской шиитской группировке «Хезболла». Согласно Минобороны России, российский самолёт-разведчик был сбит силами ПВО Сирии из-за «провокации израильских военных», которые «подставили» Ил-20 под удар сирийского комплекса С-200.  Расценив действия израильтян как враждебные, Кремль не придумал ничего лучшего, как отправить в Сирию три дивизиона зенитных ракетных комплексов С-300ПМ-2, обслуживать которые будут иранские специалисты. Таким образом, вместо того чтобы сделать надлежащие выводы и выскользнуть из ситуации, в которой она оказывается между израильским молотом и иранской наковальней, Россия продолжает добровольно приносить себя в жертву конфликту, не имеющему к ее интересам никакого отношения. И это еще цветочки.

Неумолимая логика противостояния Израиля и Тегерана, упорно рубящего «шиитский коридор» от Ирана до Средиземного моря (через северный Ирак, Сирию и Ливан), влечет две страны к жестокому вооруженному конфликту.

В понедельник, 11 февраля, старший командир Корпуса стражей Иранской революции Ядолла Джавани на праздновании 40-й годовщины Иранской революции пригрозил уничтожить Тель-Авив и Хайфу. В ходе грандиозного марша в Тегеране были продемонстрированы ракеты «Гадр» (с дальностью поражения 2000 км), ракеты «Гиам» (с радиусом действия 700 км) и ракеты «Зульфакар» (с дальностью поражения 800 км). Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу в долгу не остался

«Попробуйте, и это будет последний день революции, который иранцы когда-либо будут отмечать», – заявил он.

То, что у израильтян слова с делом не расходятся можно судить не только по разбомбленному в свое время иракскому ядерному центру и пяти выигранным войнам с арабами.

«Мы действуем против Ирана и против сирийских сил, которые содействуют агрессии Ирана. Кто бы ни попытался навредить нам, мы ударим по ним в ответ. Кто бы ни угрожал уничтожить нас, понесет полную ответственность за это», – цитирует Нетаньяху РИА «Новости».

И результаты могут оказаться весьма неожиданными даже для страны, пытающейся продвигать свои интересы, в том числе уповая на новейшее оружие. В прошлом году пресс-служба Армии обороны Израиля опубликовала видео, на котором запечатлен момент уничтожения израильской ракетой Spike NLOS ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1» сирийской армии. Считавшаяся «неуязвимой» противовоздушная система не только поставлялась Россией сирийской армии, но и используется для защиты рубежей страны. В частности, «Панцирь» размещен в Крыму. Стоимость комплекса составляет около 15 млн долларов. Тем не менее, израильтяне смогли уничтожить «чудо-оружие» отечественного производства. В интересах ли России испытывать и дальше судьбу, ввязываясь в разгорающийся пожар ирано-израильского противостояния, при том что объективно как РФ, так и еврейское государство являются союзниками в деле борьбы с исламским экстремизмом, четверть Израиля говорит по-русски, а у истоков израильской государственности стоял в свое время Советский Союз?

«Хотя Кремль и израильское руководство при каждом удобном случае стараются демонстрировать дружеские чувства, но скрывать взаимное недовольство становится все труднее. Накопились взаимные обиды, которые могут в дальнейшем привести две страны к полному разрыву, причин для которого становится все больше. С точки зрения израильтян, российское руководство объективно выступает покровителем проиранских сил, концентрирующихся на территории Сирии, и которые в Израиле воспринимают как угрозу. Не вызывают восторга среди евреев и заявления Кремля, укрепляющие их во мнении, что союз Москвы и Тегерана не является всего лишь случайным эпизодом, а свидетельствует о стратегической направленности такого альянса. Взять хотя бы заявление директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимира Ермакова, заявившего недавно, что Москва считает иранские ракеты «средствами сдерживания регионального масштаба». Вместо того чтобы вести сомнительную игру и пытаться усидеть одновременно на двух стульях, Москва могла бы стать посредником между Ираном и еврейским государством, с тем чтобы сгладить противоречия между двумя государствами, имеющие во многом спекулятивный характер», – сказал «Гражданским силам.ру» директор Центра стратегических исследований «Другая Европа» Павел Левушкан.

Сергей Путилов
Теги: Биньямин Нетаниягу, Израиль, Иран, Башар Асад