От картошки до истребителей: российско-египетское сотрудничество набирает обороты
18 февраля 2019 17:55:14
Охлаждение отношений между США и Египтом, произошедшее в 2013 году после прихода к власти военных в этой африканской стране, дало импульс развитию сотрудничества между Москвой и Каиром.
Мир, разумеется, уже стал совершенно иным с тех пор, когда в годы правления Насера Советский Союз завалил Египет своим оружием, наводнил страну пирамид своими специалистами, которые не только строили Асуанскую ГЭС, но и крепили мощь Египта в его противостоянии с «сионистскими агрессорами». После заключения Кэмп-дэвидского мира в 1978 году Египет твердо держался проамериканской ориентации. Распад СССР привел к тому, что Москва на долгие годы фактически самоустранилась от ближневосточных дел. Ситуация радикально поменялась после свержения в ходе «арабской весны» верного друга Америки Хосни Мубарака и прихода к власти в Египте военных, у которых по причине массовых нарушений прав человека отношения с Вашингтоном не заладились. Москва после присоединения Крыма и событий на Донбассе также оказалась фактически мировым изгоем. Это дало импульс к сближению двух стран. Каир стал активно интересоваться российским оружием, необходимым ему сейчас уже не для сдерживания «сионистских агрессоров» (с которыми заключен прочный мир), а для противостояния исламистской угрозе. Однако закупкой российских вооружений дело не ограничивается. Сотрудничество обретает все более многогранный характер. Российские компании разместят свои производства в Египте. Об этом сообщает «Вести.Экономика».
Двадцать компаний из России подтвердили свои планы по инвестированию в Российскую промзону (РПЗ) в Египте, сообщили в Минпромторге РФ. Как отмечается в релизе, это позволит перейти к полноценной промышленной кооперации. Российский бизнес намеревается развернуть производство в таких секторах, как фармацевтика, биохимия и удобрения, стройматериалы, металлоконструкции, сельхозтехника, судовое и нефтегазовое оборудование, портовая оснастка. Вложения из бюджета РФ в первичную инфраструктуру РПЗ запланированы в размере $190 млн, частные инвестиции оцениваются в $7 млрд. Промзона в Египте в районе Суэца намечается как многофункциональный хаб для продвижения российской промышленной продукции на рынки Ближнего Востока и Африки. Первый портфель из восьми соглашений о намерениях будет подписан Российским экспортным центром 19 февраля с компаниями «Хевел», «МетПромТех», «Боос Лайтинг групп», «Электротехнические заводы «Энергомера», «Щелково Агрохим», «АгроИдея» (группа «Татнефть»), «Научно-производственная площадка Экотехноцентр» и СММ. При этом ранее уже было объявлено о начале выполнения госкорпорацией «Росатом» пакета коммерческих контрактов на строительство АЭС в Дабаа, что в сочетании с РПЗ говорит о курсе на развертывание долгосрочного высокотехнологичного сотрудничества между двумя странами.
Заметную брешь в экономических отношениях двух стран пробил действовавший на протяжении 2,5 лет запрет на прямое авиасообщение между Москвой и Каиром. Последний был в одностороннем порядке введен РФ после крушения авиалайнера с российскими туристами на Синайском полуострове в 2015 году. В апреле прошлого года ограничения были отменены. Однако столь любимые россиянами красноморские курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх по-прежнему остаются недоступны, если не считать тонкого туристического «ручейка», который просачивается из России на Синай через Израиль. Министерство туризма Египта ожидает по итогам прошлого года 2,5 млн российских туристов. Это в два раза меньше по сравнению с потоком, предшествовавшим закрытию египетских курортов для гостей из РФ. До 2015 года гости из России ежегодно оставляли в Египте около 1 млрд долларов, что бы было хорошим подспорьем для этой арабской страны. Однако пока говорить о восстановлении туристического потока из РФ в прежнем объеме не приходится.
Куда лучше дела идут в стране фараонов у российского оборонно-промышленного комплекса. Между Россией и Египтом в 2014 году был подписан пакет контрактов в сфере ВТС примерно на $3,5 млрд, который продолжает выполняться. Соглашения подразумевают поставки Каиру российских систем противовоздушной обороны, артиллерии, стрелкового оружия, а также авиации. В 2016 году Россия передала Египту три дивизиона зенитных ракетных систем «Антей-2500», в 2017 году состоялась поставка партии МиГ-29М/М2. Россия также выиграла тендер на поставку вертолетов Ка-52К для египетских «Мистралей». Подписанием ряда важных документов о военном сотрудничестве между Россией и Египтом также завершился трехдневный тур в нашу страну египетского президента Абдель Фаттах ас-Сиси в октябре прошлого года. На официальной встрече российский президент Владимир Путин не скрывал – партнерские отношения с Египтом принципиально важны для России. Однако и здесь далеко не все безоблачно. Во-первых, не дремлют конкуренты. В 2015 году французский Rafale обошел российский МиГ-35, выиграв египетский контракт стоимостью несколько миллиардов долларов. Во-вторых, в сфере закупок оружия Каир сильно зависит от США, ежегодно предоставляющих АРЕ помощь в размере 1 млрд долларов. Хотя из-за нарушения прав человека в Египте около 300 млн долларов из этой суммы подвергается заморозке, тем не менее Вашингтон при большом желании имеет возможность оказать нажим на египетский режим, если сочтет, что развитие ВТС Египта с РФ стало чрезмерно задевать американские интересы в регионе.
В отличие от торговли оружием сотрудничество двух стран в мирной сфере не таит в себе политических рисков.
«От намерений до их воплощения довольно большая дистанция. В принципе, если в стране существует спрос на тот или иной вид технологически сложной продукции, то размещать производство ближе к источнику спроса может оказаться выгоднее, чем экспортировать туда готовые товары: возможна экономия на логистике, внешнеторговых пошлинах, налогах, издержках на сырье и оплату труда. В каждом отдельном случае производитель считает, стоит ли открывать новое производство в другой стране. Государство может также стимулировать развитие экономических отношений между странами от простой взаимной торговли к промышленной кооперации. В случае России и Египта российское руководство может исходить из таких целей, как диверсификация российского экспорта в пользу наращивания высокотехнологичной продукции, а также, возможно, что участие российских компаний в работе российской промзоны в Египте предполагает и встречное движение со стороны египетских инвесторов в наших промышленных зонах на территории РФ. До 2016 года, пока туристический поток не был заморожен, Египет интересовал российских граждан в качестве основного туристического направления, поскольку отличался идеальным соотношением невысокой цены, приемлемого качества и приятного климата в большую часть года. Стратегически египетский рынок интересовал российскую промышленность для реализации крупных энергетических проектов, а также для продажи российских вооружений. До сих пор торговый оборот между странами имел довольно скромный объем. В последние два года он вырос примерно до 7 млрд долларов в год. Египет для России является партнёром в конце второго десятка стран с долей 1,1%, причем российский импорт из Египта почти в 12 раз меньше нашего экспорта в эту страну. За период 2017 – 2018 гг. в импорте Египет был для России партнером № 53 с долей 0,2%. В основном импортировались фрукты, орехи и овощи. В российском экспорте Египет для России является партнёром № 18 с долей 1,6%. В основном экспортировались «Скрытый раздел» (37,8%), что бы за этой формулировкой ФТС ни значилось, а также российская пшеница (23,3%), металлургическая продукция (11,3%), нефть и нефтепродукты (7,0%). Исходя из структуры взаимной торговли, участие российских компаний в промышленных проектах в Египте будет шагом вперед в развитии экономических отношений между странами и послужит расширению структуры российского несырьевого экспорта», – сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев.
«Похоже на то, что Россия готовится создать себе новые точки опоры и двинуться в сторону рынков Африки и Ближнего Востока. РПЗ – это такой хаб в очень удобном с географической точки зрения месте, откуда сравнительно недалеко до перспективных рынков сбыта. Раз Москва не дружит с Европой и США и видит потенциальные риски с этой стороны, значит, самое время заняться продвижением в другую сторону», – отметила в беседе с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Сергей Путилов