Парламентские выборы в Узбекистане: изменится ли вектор внешней политики?
28 октября 2024 16:51:00
В воскресенье в Узбекистане прошли парламентские выборы. По предварительным подсчетам, в них с большим перевесом победили представители правящей партии. Новый законодательный орган среднеазиатской страны точно укрепит власть президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Но вместе с изменением баланса сил внутри страны может изменить и вектор ее внешней политики
Итоги парламентских выборов в Узбекистане
Правящая Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзлиДеП) одержала победу на выборах, прошедших в воскресенье, и теперь имеет большинство мест в законодательном органе страны. По данным избирательных органов, явка составила 71%, что значительно превышает 33%, необходимых для признания голосования состоявшимся.
Эти выборы стали первыми, проведенными по смешанной избирательной системе, включающей как мажоритарную, так и пропорциональную части. Согласно новым принципам, 75 депутатов из 150 избираются в одномандатных округах на основе голосов, отданных за конкретных кандидатов, а остальные 75 — по партийным спискам. Новые правила также предусматривают, что 40% всех парламентариев должны быть женщинами.
Все кандидаты, участвующие в воскресном голосовании, были выдвинуты пятью зарегистрированными партиями страны. Между политическими движениями существуют различия в подходах к внутриполитическому развитию Узбекистана, но ни одна из них открыто не критикует Мирзиёева. Этот факт позволил западным аналитикам утверждать, что последние выборы прошли без реальной оппозиции.
Как парламентские выборы в Узбекистане могут повлиять на политику страны
Мирзиёев находится у власти в самой густонаселенной стране Центральной Азии с 2016 года. С тех пор он сохраняет высокие рейтинги поддержки благодаря проводимым им экономическими и политическими реформами либерального толка. В итоге экономика Узбекистана стала активно развиваться, во-многом благодаря росту иностранных инвестиций. Так, в рамках китайской глобальной инфраструктурной инициативы «Один пояс — один путь» по территории Узбекистана пройдет новый железнодорожный маршрут из Китая в Иран и Афганистан.
Кроме Китая, который вложил в экономику страны более $105 млрд с 2002 года, за рынок среднеазиатского государства борются такие крупные акторы международной политики как Южная Корея ($7,5 млрд в 2023 году), Россия (около $10 млрд в 2024 году), Казахстан ($4,4 млрд В 2024 году). Как видится, заданный президентом курс на диверсификацию экономических связей будет поддержан лояльным ему парламентом нового созыва.
Тем не менее вряд ли стоит ожидать значительного изменения вектора внешней политики Узбекистана в отношении России после парламентских выборов. Узбекистан сохраняет тесные экономические связи с нашей страной. Подобное положение дел пока остается взаимовыгодным для Москвы и Ташкента.
Однако стоит признать, что двусторонние отношения не лишены негативных моментов. Например, когда пресс-секретарь МИД России Мария Захарова выразила обеспокоенность инцидентом в узбекской школе, когда учитель на уроке ударил ученика, который говорил по-русски вместо узбекского, лидер партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение» — рус.) Алишер Кодиров потребовал от Москвы не лезть во внутренние дела Ташкента. Подобные заявления, однако, не поддерживаются членами правящей партии, которая теперь располагает большинством мест в парламенте.
Александр Щелоков