Путин выбрал самовыдвижение

Фото © «TACC»/Михаил Метцель

14 декабря 2017 15:02:05

2868

Президент России Владимир Путин заявил в ходе традиционной Большой пресс-конференции, что будет баллотироваться в президенты как самовыдвиженец.

Владимир Путин, объявивший о готовности баллотироваться на прошлой неделе, но решения о форме выдвижения не оглашавший, мало кого удивил объявлением о своем самовыдвижении на Большой пресс-конференции.

Достаточно вспомнить, что в Администрации президента давно формируется инициативная группа для поддержки Путина-самовыдвиженца: а в Кремле просто так инициативные группы не создают. 

«Это будет самовыдвижение», — передал заявление Владимира Путина телеканал «Россия 1», — «Но я, конечно, очень рассчитываю на поддержку тех политических сил, как бы они ни были организованы в стране: партии, общественные организации, которые разделяют мой взгляд на развитие страны и доверяют мне. Что касается штаба, то, не скрою, мы вчера об этом говорили. Пока окончательного решения нет».

Судя по недавним «утечкам» в СМИ, скорее всего, во главе избирательного штаба Путина встанет глава президентской администрации Антон Вайно. Пока неизвестно, кто именно будет готовить политический и экономический блоки путинской программы. Но, если учесть, что в последние месяцы частым гостем в Кремле стал Алексей Кудрин, можно предположить, что подготовка экономической части этой программы без Кудрина не обойдется, и здесь могут появиться, хотя бы, намеки на структурные реформы, давно назревшие в российской экономике. 

Официальное выдвижение кандидатов в президенты станет возможно после назначения выборов Советом Федерации. Ожидается, что это будет сделано 15 декабря.

Согласно законодательству, самовыдвиженца должна поддержать инициативная группа численностью не менее 500 человек. В случае с инициативной группой Путина, можно предположить, что это будет весьма разношерстная компания, куда войдут известные в стране люди, многие из которых, по слухам, могут представлять даже оппозиционные парламентские партии КРПФ, ЛДПР и «Справедливую Россию». 

Это можно объяснить желанием кремлевских политтехнологов показать, что Путин идет на выборы как миротворец, цементирующий самые разные политические силы. Электорат должен сообразить, что ареал поддержки Путина не ограничивается «Единой Россией», и его сторонники могут представлять самый широкий спектр политических сил, за исключением, разве что, бузотеров Навального и фриков Собчак.

«Группу, которая готовится на случай самовыдвижения Путина, можно условно поделить на несколько частей» —, рассказал изданию «Ведомости» близкий к Кремлю источник, — «Это известные общественники и региональные активисты возглавляемого президентом Общероссийского народного фронта, звезды культуры, спорта и искусства. Многие из них смогут продолжить участие в кампании в качестве доверенных лиц Путина. Так, в группу могут быть включены и представители движения Putin Team, созданного знаменитым хоккеистом Александром Овечкиным, значительную часть инициативной группы могут составить сенаторы и депутаты Госдумы, общее число которых может превысить сто человек».

Можно не сомневаться в том, что уже сейчас за вхождение в «группу Путина» развернулась ожесточенная аппаратная битва, а в Совете Федерации и Госдуме выстроилась огромная очередь из желающих пополнить инициативную группу беспартийного кандидата Путина, поскольку это гарантирует счастливчикам хотя бы относительную «близость к телу», а значит, и карьерное продвижение, или, на худой конец, безбедно-безопасное существование, как минимум, до 2024 года.

Среди возможных участников путинской инициативной группы разные источники называют, например, единственного депутата от партии «Родина» Алексея Журавлева. Если в эту группу войдут эсеры, то в таком случае, они вряд ли станут выдвигать кандидатом в президенты своего лидера Сергея Миронова. В противном случае, Миронову придется вслед за бизнес-омбудсменом Титовым веселить публику заявлением о том, что он на выборы, конечно, пойдет, но побеждать, само собой, даже и не думает…

«Вопрос об отказе Миронова от выдвижения решен на 99 процентов», — приводит издание «Ведомости» информацию своего источника в «СР», но точно об этом можно будет узнать только 25 декабря, когда откроется съезд «Справедливой России».  

Кто из коммунистов и либерал-демократов пополнит инициативную группу Путина, и пополнит ли — покажет время. Но в России уже был опыт участия в инициативных группах разных политических сил: достаточно вспомнить коллективное выдвижение Дмитрия Медведева на выборах-2008.

Разумеется, можно считать «оппозицией» всех потенциальных участников путинской группы, кроме представителей «ЕР», но пока это весьма относительная оппозиция, состоящая из вполне предсказуемых и управляемых людей, входящих в хорошо прикормленные парламентские партии, обыкновенно голосующие в унисон с господами-единороссами, и крайне редко позволяющие себе «взбрыкнуть».

Если с инициативной группой Путина многое ясно уже сегодня, то в вопросе о явке на выборы в марте будущего года никакой ясности нет даже у самых продвинутых социологов, и здесь плохую службу может сослужить «предрешенность» исхода мартовских выборов: о том, что Путин победит, не знает только совсем уж аполитичный  детсадовец. 

Пока эксперты прогнозируют рекордно низкую явку на президентских выборах в марте 2018 года.

Напомним, что до сих пор самой высокой явка на президентских выборах в России была в 1991 году, когда она составила 76,66 процента, самой низкой явкой отметился 2004 год  (64,38 процента), а  на выборах в 2012 году явка составила 65,34 процента.

Судя по данным декабрьского опроса, проведенного «Левада-Центром», о желании прийти на избирательные участки заявляют 58 процентов россиян, а «совершенно точно буду голосовать» всего 28 процентов. Еще 30 процентов опрошенных заявили, что они, «скорее всего, будут голосовать», 20 процентов не знают, придут ли они на избирательные участки, а 19 процентов более или менее уверены в том, что они голосовать не пойдут.

«Если учесть, что реальная явка, как правило, ниже декларируемой,  то в марте 2018 года она может составить 52–54 процента», — цитирует РИА Новости директора «Левада-Центра» Льва Гудкова, — «Крымский синдром заканчивается, нарастает ощущение неопределенности, снижается материальный уровень, сама кампания вялая. Все это снижает готовность идти на выборы. В ходе кампании ожидаемая явка будет расти, но нет никаких предпосылок для того, чтобы она вышла за 60 процентов».

«Исходя из декларируемой явки по версии «Левада-центра» из 110 миллионов избирателей на участки придет 64 миллиона, но четверть из них – это люди, которые дают социально одобряемый ответ, но на выборы не пойдут», — прокомментировал РИА Новости данные «Левада-Центра» политолог Дмитрий Орешкин, — «Их надо вычесть из 64 миллионов, но добавить туда 12 миллионов человек, которые попадут в число проголосовавших в регионах, где явка будет «нарисована». Таким образом, на выборы придет 60 миллионов избирателей, или 55процентов, и я не вижу оснований для того, чтобы явка превысила 60 процентов».

«Административным путем не удастся обеспечить явку даже 60 процентов», — уверен политолог Александр Кынев, — «Ее можно поднять за счет крупных городов, но там избиратели не особо ходят на выборы, агитация избиркомов не помогает. Явка не образуется от объявлений «Все на выборы», она появляется, когда в выборах есть смысл, а именно – интрига».

Чуть более оптимистичен генеральный директор прокремлевского ВЦИОМа Валерий Федоров, считающий, что явка будет между 60 и 70 процентами.

«По нынешним данным сложно ориентироваться»,  и сказал Валерий Федоров в интервью «Ведомостям», — «Путин только объявил о выдвижении, а это значит, что люди только начали задумываться о выборах. Вопрос не в их позиции, а в том, захотят ли они эту позицию зафиксировать действием».

Гендиректор ВЦИОМ напомнил данные, полученные в конце марта нынешнего года, то есть, ровно за год до президентских выборов. Тогда на президентские выборы были готовы прийти почти 70 россиян, из них только 52 процента заявили, что «придут точно».

«На думских выборах не было задачи поднимать явку, и она составила 48 процентов», — сказал Федоров, — «В этот раз будет иначе, Центризбирком будет работать как угорелый, чтобы все узнали про выборы. На явку может повлиять и актуальный проблемный фон, например, итоги зимней Олимпиады или новые санкции против России. В любом случае, можно предположить, что теоретически явка будет ниже, чем на предыдущих выборах, потому что электорат молодеет, а молодые на выборы ходить особо не любят».

Но для чего кремлевским политтехнологам высокая явка, если в победе Путина и так никто не сомневается? Очевидно, высокая явка призвана показать сплоченность народа вокруг своего лидера, в противном случае оппоненты Кремля будут в течение ближайших шести лет говорить на тему «Путин – выдвиженец чиновничества, а вовсе не всенародный лидер».

Можно предположить, что для обеспечения высокой явки Кремль будет использовать не только «административный ресурс», но и современные мобилизационные технологии. Во всяком случае, «сушить явку», как это было на парламентских выборах, никто не станет. 

Здесь политтехнологам Путина придется идти буквально по лезвию бритвы, между соблазном использовать испытанные временем «черные» технологии, и необходимостью продемонстрировать миру максимально легитимный, открытый, конкурентный и прозрачный избирательный процесс.

Как это получится, страна узнает 18 марта, но, скорее всего, при предрешенности итогов нынешних президентских выборов, избирательная кампания-2018 рассматривается Кремлем, прежде всего, как «генеральная репетиция» выборов-2024. 

К тому времени утечет немало воды, но, в любом случае, Кремлю придется решать ключевой вопрос: останется ли Путин лидером страны и после 2024 года (а это потребует изменения Конституции), или надо уже сейчас приучать россиян к светлому образу нового вождя. Проблема в том, что за последние 18 лет и в Кремле, и вокруг Кремля сформировалась команда чиновников, депутатов и политтехнологов, не желающих вообще никаких перемен, потому что им и так хорошо. Эта команда сделает все для того, чтобы максимально продлить срок пребывания Путина у власти. Есть и другая проблема: в составе этой команды у Путина преемника не будет, поскольку за 18 лет, в полном соответствии с законами существования чиновничества, все более или менее самостоятельно мыслящие и способные на сильные поступки люди оказались смытыми за борт путинского корабля.

Впрочем, все это может тревожить кремлевских сидельцев только в одном случае: если к 2024 году реальной оппозиции удастся выдвинуть и довести до выборов сильного лидера, способного объединить разношерстную компанию оппозиционеров и дать россиянам внятную социально-экономическую программу.

Пока такого лидера у оппозиции нет, и, если это здорово для путинской команды, то это вряд ли полезно России, постепенно впадающей в нечто похожее на брежневский «застой», красиво декорированный квази-демократическими виньетками, но сдерживающий поступательное развитие огромной державы.

Петр Сергеев
Теги: Владимир Путин, выборы, самовыдвижение