Российские военные испытали дальнобойную «глушилку» подрывных «голосов»
30 апреля 2020 14:14:27
В свое время античный историк Плутарх рекомендовал правителям не воевать с городами, где живет много поэтов и писателей. Даже одержи победу — ославят на века, что уж говорить о поражении
С тех времен военные всех стран прочно приравняли перо к штыку. Взять хотя бы печальную историю «лорда хау-хау» — Уильяма Джойса, который хотя и родился в Англии, но в силу своих убеждений работал на радио Третьего рейха. За свои искрометные и злые шутки, собиравшие многомиллионную аудиторию среди слушателей, в странах антигитлеровской коалиции он заработал петлю, став последним человеком, которого в Англии по окончании Второй мировой повесили за измену. С тех пор значение подрывной пропаганды лишь возросло.
В армиях разных стран даже появились специальные подразделения, ведающие «психологической войной». Чтобы не допустить вражеской агитации в российской армии, создана специальная «глушилка», которая сможет на расстоянии в тысячи километров подавлять «вражьи голоса». Для противодействия пропагандистской угрозе в эфире российские армейские части готовы задействовать новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Мурманск-БН». Эксперты отмечают, что новейшая техника позволит «эффективно защитить информационное пространство» от вражеского радио- и телевещания. При этом учитывался опыт войн в Чечне и Сирии, где боевики использовали эфирное вещание для агитации населения и вербовки новых сторонников, пишут «Известия».
Соединения радиолокационной борьбы (РЭБ) провели весенние маневры в Свердловской области, на которых отрабатывалось глушение передвижных теле- и радиопередатчиков, сообщили «Известиям» источники в Минобороны.
По сценарию учений условный противник организовал базу в труднодоступной горно-лесистой местности, где не только готовили боевиков, но и были развернуты радио- и телестанции. В своих передачах экстремисты агитировали местных жителей вступать в их ряды. Тогда вступил в действие отряд РЭБ, оснащенный комплексами «Мурманск». Специалисты радиовойны засекли район, где предполагаемые боевики водрузили ретрансляторы, после чего по ним был нанесен удар. Нет, не ракетами и бомбами, но радиопучком, который полностью подавил их работу. Примечательно, что средства РЭБ при этом находились на расстоянии свыше 2 тыс. км от целей. Хотя к учениям было привлечено полтысячи военнослужащих, а также было задействовано около сотни единиц техники, остается открытым вопрос, насколько эффективным мог быть такой удар.
«Согласно официальной информации «Мурманск-БН» работает в коротковолновом диапазоне. При отправке радиосигнала на такое огромное расстояние волна неизбежно в силу физических причин теряет устойчивость, благодаря зависимости от состояния от ионосферы, солнечной радиации, рельефа местности. Сигнал периодически затухает и подвергается электромагнитным помехам. Даже в советское время, несмотря на огромную сеть мощных «глушилок», подавлявших «вражьи голоса» с помощью более чем полутора тысяч станций радиоподавления, так и не удалось полностью заглушить передачи из-за рубежа, ведущиеся на коротких волнах. Хотя тратились на это миллиарды. При этом станции глушения тогда размещались вокруг всех крупных городов, но и то стопроцентного подавления сигналов, идущих с «враждебного Запада», добиться не удалось», — рассказал «Гражданским силам.ру» радиолюбитель-коротковолновик Дмитрий Губнов.
Тем не менее, в Минобороны, как видно, не унывают и особенно подчеркивают значимость подобной техники в условиях современных боевых действий, где инфраструктура интернета может быть легко повреждена, а изготовление и доставка печатной пропагандистской продукции потребует от неприятеля массу времени и трудозатрат. Как полагают военные, организовать информационную обработку населения противнику будет легче всего с помощью небольших и мобильных радио или телестанций. Здесь-то и вступит в действие аппаратура «Мурманска», которая располагается на семи большегрузных многоосных автомобилях «КамАЗ». В комплект входят мощные телескопические антенны-мачты, а также низкочастотные антенны-растяжки. При необходимости мачты с помощью гидравлической аппаратуры выдвигаются на высоту до 32 м.
Впрочем, как показал опыт «войны в эфире» на Донбассе аналогичная техника вероятно имеется в распоряжении не только России, но и Украины. Как ранее сообщало белорусское издание «Белсат», Украина якобы начала «глушить» российское ТВ на Донбассе.
По данным телеканала, украинское руководство ввело в 2018 году в эксплуатацию систему подавления телесигнала, исходящего с контролируемых Россией территорий. На экранах, показывающих передачи российских телеканалов, изображение, как ожидалось, должно было исчезнуть, но при этом трансляция украинского телевидения продолжиться. Однако тотального подавления российского вещания добиться так и не удалось, несмотря на внушительные суммы, потраченные украинскими военными на закупку дорогостоящего оборудования.
Не отстают и другие страны, прибегающие к подавлению не только террористических, но и легальных вещательных центров.
Не так давно Международный союз электросвязи (МСЭ) выразил беспокойство ситуацией, при которой вещательные спутники становятся объектами помех. В своем заявлении МСЭ подчеркнул, что недопустимо глушить никакую станцию, даже, если она не имеет аккредитации в стране, на которую направлено вещание, но вещает со спутника, зарегистрированного в МСЭ. В опубликованном заявлении авторы избегают называть конкретных виновников глушения, но, как считается, речь, возможно, идет об Иране и Сирии.
«Именно эти две страны осуществляют спутниковое глушение, в последние месяцы существенно нарастив его объем. В частности, жестокому глушению подвергалось вещание некоторых западных телеканалов на персидском и арабском языке со спутника Hotbird», — говорят аналитики Cnews.
Кроме того, как отмечают в МСЭ, якобы продолжают глушение радиостанций на коротких волнах такие страны, как КНР, Куба, КНДР, Иран.
Сергей Путилов