Россия и Израиль договариваются о возвращении иерусалимских подворий в собственность РФ
26 декабря 2019 18:38:53
Во время визита на Святую землю в январе 2020 года президент РФ Владимир Путин вновь поднимет этот вопрос
«Вернуть подворья автоматически мы не можем, потому что это собственность Израиля, спасибо Хрущеву: за неделю до отставки он почти бесплатно всё это передал израильскому государству. При этом Израиль не против вернуть объекты, но не безвозмездно, и сейчас прорабатываются различные варианты», — сообщил в интервью "Известиям" председатель Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергей Степашин.
Ожидается, что во время визита на Святую землю в январе 2020 года президент РФ Владимир Путин вновь поднимет этот вопрос. В 2008 году России израильскими властями уже было возвращено Сергиевское подворье в Иерусалиме. Сейчас речь идет о возвращении наиболее крупных подворий — Елизаветинского и Александровского.
Вплоть до Хрущева, начавшего в СССР очередную волну волнений на религию, наша страна являлась крупнейшим землевладельцем в Святой земле. Почин был положен в середине девятнадцатого века, когда в Иерусалиме развернула деятельность Русская духовная миссия (РДМ). Основной задачей ее было строительство странноприимных домов, где размещались многочисленные паломники, прибывавшие из России. На купленных у падких до «бакшиша» турецких властей участках строились храмы, учреждались школы, библиотеки, богадельни. Царское правительство щедро оплачивало все расходы, выделялось на эти цели до 150 млн золотых рублей в год. Особый вклад в развитие «русской Палестины» внес назначенный в 1865 году руководителем РДМ архимандрит Антонин (Капустин) — выдающийся ученый, археолог. Особое внимание он уделял территориальному расширению русского присутствия в Земле обетованной. Его стараниями, в частности, был куплен обширный участок на Елеонской горе, на вершине которой был возведен храм Вознесения с 64-метровой колокольней, прозванной среди местных жителей «русской свечей». По сей день это самое высокое здание в Иерусалиме. Накануне Первой мировой в одном только Иерусалиме насчитывались десяток русских церквей, несколько монастырей, двадцать гостиниц для паломников, почти тридцать школ, а также больницы, типографии, выпускавшие литературу на родном языке.
После окончания Второй мировой войны, Сталин решил использовать церковь как инструмент геополитического влияния на Ближнем Востоке. В 1945 году по «дружескому совету» советского вождя в Иерусалиме побывала делегация РПЦ во главе с патриархом Алексеем. Начались масштабные восстановительные работы на успевшем изрядно обветшать со времени октябрьской революции 1917 года ближневосточном осколке русской земли. На выделенные из казны средства ремонтировались храмы, подворья. До этого, большевики-атеисты мало интересовались «русской Палестиной». Благодаря вмешательству Сталина Московской патриархии были возвращены все дореволюционные владения. Во многом это стало возможно благодаря военной помощи, оказанной СССР молодому еврейскому государству. В 1948 году, когда только образованный Израиль схватился в вооруженном противоборстве сразу с пятью арабскими соседями, Советский Союз откликнулся на просьбу израильских властей и организовал через Чехословакию по «воздушному мосту» снабжение евреев трофейным оружием, захваченным у фашистов. Также охотно передавалась и советская боевая техника, прошедшая закалку на полях сражений Великой отечественной. До сих пор недалеко от Галилейского озера можно видеть установленный на пьедестале советский танк Т-34, принимавший участие в боях против арабов. В знак благодарности израильские власти распорядились передать Московской патриархии все обширные владения, принадлежавшие ей до революции. Как позднее вспоминала израильский премьер Голда Меир: «без тогдашней неоценимой помощи Москвы, сейчас никакого Израиля и не было бы».
Однако сокрушительный удар по русским владениям в Святой земле нанесла «апельсиновая сделка» Хрущева. Согласно последней в 1964 году за 4,5 млн долларов была продана половина «русской Палестины». Причем, в соответствии с условиями сделки, значительная часть контракта была оплачена израильскими апельсинами. Их загрузили в танкеры, и большая часть груза погнила в пути. Сейчас России принадлежит только десять из семидесяти дореволюционных участков. Следы бездарного хрущевской распродажи до сих пор бросаются в глаза. Так, чтобы попасть в иерусалимский Горненский монастырь приходится сначала преодолевать территорию огромного больничного комплекса — Хадасса, и проходить контроль на пропускных пунктах израильской полиции.
«До Хрущева вся эта земля была русской», — машет рукой в пыльное окно нашего туристического автобуса монахиня-гид Горненского монастыря Клавдия. Мимо уже минут двадцать как проплывают бесчисленные больничные корпуса, над которыми возвышается краснокирпичный небоскреб, увенчанный огромным иудейским семисвечником.
Сергей Путилов